Взгляд в далёкий космос: Дмитрий Эпштейн рассказал мурманчанам, как изучают Вселенную
Что видно в телескопы и какие железяки бороздят космические просторы, рассказал мурманчанам 11 и 12 декабря популяризатор астрономии Дмитрий Эпштейн в рамках федерального проекта сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) «Энергия науки».
Дмитрий Эпштейн – кандидат физико-математических наук, ведущий программист Института теоретической и прикладной механики СО РАН, доцент НГПУ, старший преподаватель СУНЦ НГУ, популяризатор астрономии и космонавтики.
«Энергия науки» стартовала в Мурманском международном лицее с лекции «Железяки в космосе». Лицеисты узнавали, чем наполнено космическое пространство сегодня, какие аппараты бороздят земные и внеземные орбиты и какую информацию они добывают.
«Есть три способа двигаться параллельно поверхности Земли, не падая на неё: аэронавтика, навигация и космонавтика. И именно космонавтика определяет, где у нас начинается космос», — пояснил Дмитрий Эпштейн.
Он рассказал, что в 1966 году был ограниченный круг стран, запускающих космические аппараты и владеющих таковыми. Это были СССР, Канада, США и Франция. В 2020 году таких стран, в том числе запускающих аппараты, стало намного больше. Даже в Гренландии есть свой космодром, с него удобнее и дешевле всего запускать аппараты по полярным орбитам. В 2023 году число действующих спутников превысило 7500, сообщил эксперт, отметив, что это отличная статистика.
Дмитрий Эпштейн рассказал про самые интересные и необычные спутники и космические аппараты. Например, на обратной стороне Луны находится аппарат-зайчик – китайский луноход «Юйту-2» (кит. «нефритовый заяц»). «На нём, кстати, написана самая распространённая во всех языках мира фраза из трёх слов – «Сделано в Китае», — пошутил эксперт.
Отдельный блок лекции эксперт посвятил планете, население которой составляют роботы, – Марсу: «На орбите находится 8 аппаратов, и они передают данные о планете. А на поверхности функционирует и живёт 3 аппарата. «Кьюриосити» — самый пожилой из до сих пор работающих марсоходов, ведь он примарсился туда больше 10 лет назад».
Ещё одна забавная история связана с межпланетной американской станцией «Юнона», изучающей Юпитер. Своё название станция получила в честь супруги бога Юпитера из римской мифологии. На борту аппарата находятся три фигурки LEGO — Галилея, бога Юпитера и его жены Юноны, сделанные из алюминия для большей устойчивости к экстремальным космическим условиям. Фигурка Юноны держит в руках увеличительное стекло, как символ поиска истины, Юпитер — молнию, а Галилей – телескоп и саму планету Юпитер.
На лекции в ИЦАЭ Мурманска Дмитрий Эпштейн рассказал гостям о телескопах и показал, что в них видно. «Невозможно изучать и преподавать астрономию без двух вещей – карты звёздного неба и телескопа. Карта нужна для домашнего изучения, а телескоп – для выполнения практической части. У астрономии есть огромное преимущество перед другими школьными дисциплинами – наблюдения можно выполнять самостоятельно во внеучебное время. А ещё это может превратиться в очень дорогостоящее хобби», — поделился Дмитрий.
По словам эксперта, изучение астрономии началось еще 16 тысяч лет назад. В пещере Ласко над изображением быка есть шесть точек – исследователи полагают, что они представляют собой изображение скопления Плеяд в созвездии Тельца.
Первым изобретателем телескопа считается Галилей. Он экспериментировал с линзами, и смог создать прибор с 32-кратным увеличением, который позволил ему сделать свои знаменитые открытия. Телескоп Ньютона, созданный на полвека позже, уже имел в своём строении зеркала и позволял получить изображение наблюдаемого объекта в хорошем качестве. С этих событий началась история развития астрономической оптики.
Дмитрий Эпштейн рассказал о самых больших действующих телескопах и оптических системах, которые в ходе совместной работы и совместного сбора данных могут получить, например, снимок контура чёрной дыры. «Называть это фотографией чёрной дыры нельзя, ведь чёрная дыра ничего не излучает. А фотография – это фиксация излучения. Излучение создаёт вещество, вращающееся вокруг чёрной дыры. Вещество постепенно раскручивается, частички друг с другом трутся и нагреваются до такой температуры, что начинают излучать в радиодиапазоне», — пояснил эксперт.
«Лекция Дмитрия нам очень понравилась, было безумно интересно. Очень харизматичный автор. Он так доступно рассказывает, что даже ребёнок 12 лет слушал с удовольствием. Мы с дочерью уже не первый раз приходим в ИЦАЭ, выбираем события, которые могут быть нам полезны и понятны, мы подписаны на вас ВКонтакте», — поделилась впечатлениями слушательница лекции Елена Марцюк.
Федеральный проект «Энергия науки» создан сетью ИЦАЭ, чтобы знакомить жителей страны с новейшими научными открытиями и идеями. Лучшие популяризаторы, учёные и научные журналисты из разных регионов рассказывают о самых передовых экспериментах и теориях, открытиях и гипотезах.