Будущее в объективе фантастики: как прошёл телемост «Киров — Нижний Новгород»
28 марта

Будущее в объективе фантастики: как прошёл телемост «Киров — Нижний Новгород»

Научная фантастика — это уникальный жанр в литературе и кинематографе, который глубоко исследует возможности и последствия развития передовых технологий, затрагивая при этом этические и философские вопросы. Произведения в этом жанре часто предвосхищают технологические прорывы и их влияние на общество, формируя общественное мнение и вдохновляя научные исследования. На мероприятии «Технологии в научной фантастике», которое состоялось 27 марта, гости Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) Нижнего Новгорода и Кирова смогли узнать, как авторы описывали и предсказывали развитие технологий в своих произведениях.

Программу открыла интерактивная игра «Угадай произведение». Гости угадывали культовые книги научной фантастики по трейлерам, сгенерированным искусственным интеллектом. Среди зашифрованных произведений были «Дюна» Фрэнка Герберта, «Тайна третьей планеты» Кира Булычёва, «451° по Фаренгейту» Рэя Брэдбери и «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса.

Центральной частью программы стала лекция Екатерины Фоминой, доцента литературы и межкультурной коммуникации НИУ ВШЭ, на тему «Технологии будущего и настоящего: от Брэдбери до Теда Чана». Эксперт проанализировала, как идеи классиков научной фантастики предвосхитили современные изобретения и технологические тренды. Например, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери (1953) описывает «ракушки-приёмники» — прообраз беспроводных наушников и аудиокниг, а также интерактивные ТВ-стены, принцип действия которых напоминаеталгоритмы современных социальных сетей.

«Брэдбери предупреждал: технологии могут стать инструментом контроля над сознанием. Его „стены“ — это метафора цифровой зависимости, которая сегодня  актуальна как никогда», — отметила спикер.

В отличие от Брэдбери, Тед Чан – технооптимист и в своем романе «Семиевие» (2017) исследует позитивную роль технологий: например, использование ИИ для коммуникации с инопланетным разумом через машинный перевод.

«Чан верит, что технологии помогут нам преодолеть барьеры — языковые, культурные, даже межвидовые. Но он задаёт вопрос: готовы ли мы к диалогу с „другим“, если не понимаем даже самих себя? Это вызов и для разработчиков ИИ и для всего человечества», — подчеркнула Екатерина Фомина.

Мероприятие завершилось лекцией культуролога Анастасии Зубаревой об  эволюции научной фантастики в кино — от первых экспериментов Жоржа Мельеса до философских блокбастеров XXI века. «Наши ассоциации с сай-фай в кино могут быть очень разные. Главная задача сегодня – проследить, как менялся подход к кинопроизводству в этом жанре», — подчеркнула спикер. Начало пути ознаменовали работы Жоржа Мельеса: его «Путешествие на Луну» (1902) и «Невероятное путешествие» (1904) стали первыми фильмами, где фантастика превратилась в «экранную мечту». В 1910-х жанр сместился к аллегориям и мрачным предостережениям («20 000 лье под водой», 1916), а в 1920-х обрёл социальную глубину — как в «Метрополисе» Фрица Ланга (1927), где робот-андроид и разделение общества на классы предвосхитили дискуссии о технологиях и неравенстве.

После «мрачного периода» и спада 1930-х жанр пережил ренессанс в 1950–1960-х: от конвейерных фильмов о монстрах до авторских шедевров вроде «Космической одиссеи» Кубрика (1968). «Этот фильм породил дискуссии, которые мы ведём до сих пор: развитие искусственного интеллекта, смысл жизни, границы человечности», — отметила Анастасия Зубарева. Далее последовали интеллектуальные триллеры 1970-х («Солярис» Тарковского), киберпанк 1980-х («Бегущий по лезвию»), страхи цифровой эпохи в 1990-х («Матрица»), бум сиквелов и 3D-блокбастеров в 2000-х («Аватар»). Завершая лекцию, спикер выделила современные работы: «»Интерстеллар» Нолана вернул нас к философской глубине Кубрика, а «Бедные несчастные» (2023) сплели сюрреализм и киберпанк, поднимая вопросы этики экспериментов. Сай-фай продолжает быть зеркалом, где мы видим не только будущее, но и самих себя».

«Практически каждый четверг я в ИЦАЭ. Сегодня особый формат — телемост, возможность услышать спикеров из других городов. Я с интересом слушала лекцию Екатерины Фоминой о произведениях Рея Брэдбери и Теда Чана. И поймала себя на мысли: почему я ранее не увлекалась фантастикой?!» — отметила зрительница телемоста из Кирова Ольга Туева.

«Мероприятие оказалось невероятно увлекательным! Особенно впечатлило выступление спикера из Кирова — Анастасии Зубаревой. Она рекомендовала столько ярких фильмов, что моя личная фильмография пополнилась идеями на месяцы вперёд. А ещё я открыла для себя множество книг благодаря второму спикеру — Екатерине Фоминой. Если с творчеством Рэя Брэдбери я была знакома лишь поверхностно, то о Тэде Чане услышала впервые. Такие дискуссии не только расширяют горизонты, но и заставляют задуматься: как наши сегодняшние решения повлияют на завтрашний день?» — поделилась впечатлениями участница мероприятия из Нижнего Новгорода Нелли Васина.