«Бородатый химик» Кирилл Иванов объяснил ульяновцам роль химии в эволюции
Как легко и быстро выучить химию при помощи стихов, что может привлечь внимание ребёнка к науке и как химия способствовала эволюции человека, рассказал учитель химии и научный блогер Кирилл Иванов, который посетил Ульяновск 30 ноября и 1 декабря в рамках федерального проекта «Энергия науки» сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ).
Кирилл Иванов – автор блога «Бородатый химик» и победитель проекта ТопБлог.
Началась «Энергия науки» с лекции «Гидролиз за 7 минут: миф или реальность», которую Кирилл Иванов прочитал для будущих учителей химии в Ульяновском государственном педагогическом университете. Студенты узнали, как через «молекулярные сражения» объяснить ребёнку процесс гидролиза, какие стихи помогут заучивать цвета химических индикаторов в разных средах и как, задавая общий ритм хлопков, выучить любые формулы.
«Перед каждым учителем-предметником стоит сложная, но выполнимая задача – определить, кто из учеников по-настоящему любит науку и готов к олимпиадному уровню, кто сдаёт профильный экзамен, а кому достаточно и школьной программы. В зависимости от этого разделения мы должны по-разному преподносить и отбирать материал урока, так как, к примеру, «олимпиаднику» той же самой школьной программы, которую проходит среднестатистический ученик, будет мало. А какими методами это делать и что использовать на уроке, каждый для себя выбирает сам: от банального теста и задач углублённого уровня до индивидуальных исследовательских работ и профильных сессий в специализированных образовательных учреждениях», — рассказал Кирилл Иванов.
Продолжилась программа открытой встречей Кирилла Иванова с учителями химии в ИЦАЭ Ульяновска. Эксперт обсудил с педагогами проблемы профориентации школьников и нарастающие темпы цифровизации образовательного процесса. Кирилл поделился информацией об интерактивных учебных порталах, рассказал о химических играх и педагогических лайфхаках, которые сам использует в своей работе, о казусных ситуациях в своей практике и путях их решения, а также заверил, что учитель обязан вести социальные сети в образовательных целях.
«Я обнаружил у молодёжи хорошую тенденцию – дети всё чаще стали обращаться к науке, научно-популярным и документальным фильмам, нежели к другим жанрам кинокартин. Это даёт хороший толчок к развитию научной базы личности, в особенности, если это сочетается с хорошим очным обучением. Также в этом помогают и центры сети ИЦАЭ. Это эпицентры притяжения молодёжи, приобщающие посетителей к науке. Поэтому, в контексте современной повсеместной цифровизации, учитель должен присутствовать и в интернет-социальном поле учеников, обретая дополнительный способ представления учебного материала и давая ещё одну возможность ученикам почерпнуть информацию», — рассказал Кирилл Иванов.
Финалом «Энергии науки» стала лекция «Как химические реакции повлияли на развитие человечества?», которую Кирилл Иванов прочитал для учащихся Губернаторского лицея №101. Школьники узнали, почему элементарные процессы жизнеобеспечения организма – дыхание и питание – являются химическими, как древние люди, используя химию, освоили наскальную живопись и создали первую египетскую косметику на основе пурпура, индиго и других пигментов, а также зачем плесень и другие грибки угнетают бактерии-конкуренты в среде обитания.
«Дыхание любого живого организма сильно отличается от обычного газообмена. К примеру, лёгкие человека служат не просто «гофрой» для перемещения газов, а являются местом насыщения крови кислородом и окисления некоторых химических элементов, продукты которых впоследствии выводятся наружу. Этот процесс можно сравнить даже с горением, только внутри человека», — объяснил эксперт.
Питание, по словам Кирилла Иванова, также является химическим процессом. Разложение пищи внутри желудка и кишечника под действиями кислот и бактерий – это химическая реакция, так как из первичных продуктов питания человек получает выделяемую энергию, микроэлементы и минералы. «Большинство таких процессов мы можем записать точно также, как и любые другие уравнения реакций», — пояснил спикер.
Первая наскальная живопись выполнялась известью, углём или другими простыми химическими веществами, которые были легко доступны человеку. Но позже люди стали замечать, что такое исполнение недолговечно и вскоре теряет свою актуальность. Поэтому в поисках новых изобразительных материалов, к примеру, индийцы начали получать краситель индиго из растения индигоферы, а некоторые народы, проживающие на побережье, научились добывать пурпур из раковин моллюсков и улиток. Впоследствии так же получили и кармин. Именно эти пигменты и начали использовать в живописи первыми.
Кстати говоря, примерно в это же время египтяне начали использовать в быту косметологические средства и «подводки» на основе ртути и других токсичных химических элементов с примесью всё тех же пигментов. «Поэтому жизнь у египетских фараонов была хоть и красивой, но не долгой», — резюмировал Кирилл Иванов.
Оказалось, что грибковая плесень воспринимает бактерии как конкурентов, поэтому и избавляется от них, выделяя пеницилл. Именно эта особенность и нелюбовь Флеминга к чистоте привели к открытию антибиотиков.
Завершил спикер лекцию о мире химии рассказом об атомных реакторах. «Многие знают, что процессы, происходящие в атомных реакторах, являются одними из самых экологичных и бережливых в большой энергетической отрасли. Но мало кто задумывается, что даже они в какой-то мере носят химический характер. Этот и другие исторические факты доказывают, что химия на протяжении всей истории развития человечества сопровождает нас и подталкивает к непрерывному развитию», — рассказал Кирилл Иванов.
Все мероприятия сети ИЦАЭ бесплатные, а узнавать о новых событиях можно в группе ИЦАЭ Ульяновска во «ВКонтакте»: https://vk.com/myatom73