Без аффекта нет интеллекта: владимирцам рассказали о механизме возникновения эмоций
Владимир
14 июля

Без аффекта нет интеллекта: владимирцам рассказали о механизме возникновения эмоций

Анализу эмоций как психического явления была посвящена программа «ИЦАЭ OPEN», которая состоялась 12 июля в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Владимира.

Лекторий «Эмоции, чувства и аффекты» объединил двух экспертов. Гештальт-психолог Кирилл Кургузиков совершил экскурс в историю изучения эмоций.

«Психология родилась благодаря философии, а в центре философии стоит человек. Первым исследователем эмоций называют Аристотеля благодаря его трактату „О душе“. Но я бы большее внимание обратил на диалог Платона „Темей“. Это попытка энциклопедически описать структуру мироздания, в том числе человека и его эмоции. Ещё один период, когда наука обратилась к человеку как центру мироздания, — это эпоха Возрождения. Но философ Спиноза, живший в это время, писал, скорее, об аффектах, а не об эмоциях», — рассказал Кирилл Кургузиков.

Н. Я. Грот предложил психические акты рассматривать как циклы: объективная восприимчивость (восприятие), субъективная восприимчивость (эмоции), субъективная деятельность (стремления), объективная деятельность (движение). Соответственно, эмоции — это подготовка к деятельности.

«Рубинштейн делал акцент на связи эмоций с потребностями, а Леонтьев полагал, что эмоции продуцируют смыслы. Можно сказать, что эмоции — это одна из форм внутренней регуляции деятельности наряду с интеллектом и волей», — объяснил Кирилл Кургузиков.

Эмоции — это то, что обеспечивает связь между мотивом и достижением цели. При этом эмоция — это непроизвольный психический акт, человек всегда испытывает эмоции, но не всегда может их идентифицировать. Кроме того, эмоцию можно рассматривать как инструмент проявления отношения. А отношения возникают из впечатлений.

Психолог Людмила Сушкова начала лекцию с практического упражнения. Зрителям нужно было подобрать название эмоции к каждому из 9 смайлов.

«Все эмоции родом из детства», — напомнила зрителям Людмила. Развитие ребенка начинается с того, что он воспринимает и каким-то образом интерпретирует эмоции окружающих его людей. И первые детские эмоции связаны, как правило, с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей, в том числе страх и гнев. Достаточно рано у детей проявляется сочувствие и сострадание. Позитивные эмоции развиваются постепенно, через игровую деятельность. «В раннем возрасте эмоции носят аффективный характер: возникают спонтанно, выражаются бурно, забываются быстро», — прокомментировала эксперт.

Контроль над эмоциональной сферой формируется примерно к 7 годам, и в этот же период возникают нравственные чувства, например стыд, и развиваются зачатки эстетических чувств. «Важную роль в формировании, развитии и осознании эмоций ребёнка играют родители. От их отношения к ребёнку и взаимоотношений между собой зависит то, как ребёнок будет воспринимать окружающих», — подчеркнула Людмила Сушкова.

Коммуникативная функция эмоций проявляется на уровне мимики, жестов, выражения лица. «Эмоция выступает компасом, который нам показывает, что происходит с человеком, и подсказывает нам, что дальше делать. Самое интересное начинается, когда мы считываем неконгруэнтное поведение — например, человек говорит, что нам рад, а мимика при этом отражает совсем другое состояние. Даже если мы это не осознаём, после такого разговора у нас остаётся смутное ощущение, что что-то было не так», — пояснила психолог.

Эмоция — это реакция на происходящее в моменте или проявление чувств, чувства всегда носят более длительный и стабильный характер. Эмоции лежат в области бессознательного, чувства находятся в области сознания и имеют предметный характер. «Нельзя чувствовать любовь, если нет объекта привязанности», — объяснила Людмила Сушкова.

Аффект — это неконтролируемое, очень сильное проявление чувств. «Отличительная особенность аффекта — он заставляет человека совершить какое-либо действие, включает двигательное возбуждение. Но при этом есть и обратное состояние — практически полное замирание», — привела пример психолог.

«Говорят, что в аффекте нет интеллекта, но это не совсем так. Даже в состоянии сильного аффекта человек вполне может осознавать, что он делает. Тут вопрос в эмоционально-волевой регуляции и других факторах, которые тоже нужно учитывать», — развеяла одно из популярных заблуждений психолог.

Вечер начался с игротеки, а после лектория посетители ИЦАЭ Владимира смогли обсудить волнующие их вопросы с экспертами на «Научной гостиной».

Психологический лекторий — это серия выступлений владимирских психологов, посвящённых личности, устройству психики, психическим состояниям, явлениям и процессам, а также способам психологической саморегуляции. Лекции обычно проходят в рамках программы «ИЦАЭ OPEN», что даёт возможность посетителям неформально пообщаться с экспертами.