Антрополог Елена Сударикова прочла серию лекций для камчатских школьников
Лекции антрополога Елены Судариковой в школах города организовал 25 и 26 сентября Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Петропавловска-Камчатского.
На лекции «Детективная наука» старший научный сотрудник Государственного Дарвиновского музея Елена Сударикова рассказала о том, что такое антропология и какими методами пользуются учёные при изучении древних людей. «Они не оставили книг и видео, поэтому приходится изучать кости и редкие находки (например, инструменты). Так антропология часто напоминает криминалистику», — пояснила тему Елена.
Работа антропологов начинается с поисков мест расположения останков. Например, их часто можно найти с помощью фольклора. Сказки и легенды, рассказывающие о драконах, великанах и бигфутах, могут указать на места, где раньше жили люди. После того, как кости найдены, перед антропологами встают задачи по датировке останков. Их помогает решить междисциплинарное взаимодействие антропологов, геологов, химиков и даже физиков. Используется в том числе метод радиоуглеродного датирования, который позволяет определить возраст археологических находок по остаткам содержания в них радиоактивного изотопа углерода C14.
Состояние зубов и зарастание швов черепа помогают определить возраст человека на момент смерти, а вот пол определить бывает сложнее. Людям свойственен небольшой половой диморфизм (разница): мужчины практически равны по габаритам с женщинами, тогда как у многих приматов иначе.
«Изучая костные останки человека, мы узнаём о том, какие модели поведения и способы взаимодействия были характерны для людей на протяжении сотен тысячелетий; так можно больше узнать о своей природе», — подвела итог лекции Елена.
Старшеклассники-лицеисты и студенты медицинского колледжа разобрали строение мозга и его связь с социальной жизнью на лекции Елены Судариковой «Мозг человека и других приматов». Лектор развенчала миф о том, что важен размер мозга. Гораздо важнее количество нейронов в новой коре больших полушарий. Развитие коры связано с количеством социальных связей в группе приматов. Количество максимально возможных знакомств, так называемое число Данбара, для людей достигает 150-230 связей, тогда как у обезьян это число – до 80 особей.
Развитие мозга связано и с семейным поведением. Например, у игрунок и тамаринов лучше развит неокортекс по сравнению со многими другими приматами, так как у них специфичная схема размножения. С течением эволюции их гормональный фон изменился так, что самки вынашивают по двое детёнышей сразу, а после рождения отдают их на воспитание самцам. Таким образом, постоянный отцовский вклад обеспечивает этим видам преимущество в виде постоянного прироста численности популяций.
После лекций сотрудники ИЦАЭ провели интеллектуальную командную игру «Адреналин», в которой команды, узнав тематику вопроса, делали ставку на свои знания, а затем выбирали один из четырёх вариантов ответа и либо получали поставленное количество очков, либо теряли их. Тринадцать команд ответили на вопросы о науке и современных технологиях. После лекции одним из самых простых вопросов стал вопрос о том, что общего между археологами, палеонтологами и криминалистами.
Более полутора сотен школьников и студентов из Петропавловска-Камчатского приняли участие в научно-популярном лектории, организованном ИЦАЭ.