Алексей Паевский рассказал курянам о влиянии музыки на мозг
Как мы слышим музыку? Что заставляет нас дрожать от восторга при звуках любимых мелодий? На эти и многие другие вопросы курянам ответил 13 апреля главный редактор портала «Нейроновости», создатель и главный редактор портала Mendeleev.info, автор научно-популярных книг Алексей Паевский в рамках федерального проекта «Энергия науки» сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ).
«Сколько у нас ушей?» — с таким вопросом обратился в начале своей лекции эксперт.
Прозвучали ответы «два», «три», «четыре». Но, оказывается, у человека шесть ушей, по три с каждой стороны: наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо, и каждое из них выполняет свою функцию. Наружное ухо собирает звуковые колебания и направляет их в слуховой канал. Далее колебания попадают в среднее ухо, где находится барабанная перепонка и косточки. После этого механические колебания попадают во внутреннее ухо, которое отвечает за три органа чувств: слух, наклон и вращение.
В мозге человека двенадцать пар нервов, восьмая пара – это слуховые нервы, они передают звуковые сигналы в мозг. Так, например, первичная слуховая кора воспринимает сами звуки, а вот вторичная кора воспринимает мелодии, и там происходит понимание музыки.
«У многих людей проявляется гиперреакция на музыку: пробивает дрожь, текут слёзы. Это происходит из-за того, что тракты, которые соединяют вторичную слуховую кору и лимбическую систему, очень мощные. С этими людьми всё в порядке», — успокоил слушателей Алексей.
Музыка помогает учиться двигаться, и речь идёт не о танцах. Любое моторное движение лучше изучать под ритмичную музыку, потому что работает мозжечок, который отвечает за координацию. Музыка заставляет бояться. Учёные провели эксперимент: показывали кадры документального фильма про акул с тревожной музыкой и без звука. Оказалось, что большая часть страха возникает из-за музыки.
«В человеческом мозге существуют волосковые клетки – это рецепторы слуховой системы и вестибулярного аппарата у всех позвоночных. Когда исчезают волосковые клетки в ухе, человеку необходимо ставить кохлеарный аппарат, который позволяет слышать речь», — объяснил Алексей Паевский.
Кохлеарные имплантаты – электронные девайсы, позволяющие людям с глубокой потерей слуха и полной глухотой воспринимать звуковые сигналы. Имплантаты преобразуют звуки в электрические стимулы, а речевой процессор, являющийся частью устройства, улавливает звуки из внешней среды и оцифровывает их. Эти цифровые сигналы затем отправляются к крошечным проводам с большим количеством электродов, которые имплантируются в улитку. Каждый электрод соответствует определённой частоте сигнала. Затем мозг получает сигнал через слуховой нерв. Проблема может возникнуть, когда два электрода стимулируют одни и те же нейронные популяции или перекрёстные нейронные популяции, что в итоге приводит к путанице звуков при их восприятии.
«Доказано, что музыка эффективна для стабилизации психического состояния пациентов с болезнью Альцгеймера: она успокаивает пациентов, провоцирует воспоминания и тем самым повышает активность головного мозга», — пояснил Алексей Паевский.
Врачи рекомендуют использовать музыку для облегчения состояния пациентов с болезнью Альцгеймера: песни их юности и даже детства, которые можно предложить им петь под караоке, танцевальные мелодии, стимулирующие не только умственную, но и двигательную активность, расслабляющую музыку, которая снижает уровень беспокойства и тревожности таких больных.
В завершение лекции Алексей Паевский дал совет зрителям: «Если вы хотите научиться чему-то новому, то обязательно включайте музыку, ведь так процесс пойдёт намного быстрее».
«Спасибо команде ИЦАЭ за проект «Энергия науки» и за общение с популяризаторами науки. Потрясающая лекция «Музыка и мозг», в которой упоминалось много исследований по теме воздействия музыки, особенно пути музыки от звука снаружи до нейронов мозга. Меня также впечатлил рассказ об исследованиях влияния музыки на интеллект и связь музыки с определёнными отделами мозга», — поделился впечатлениями от лекции Владимир Корой.
«Энергия науки» – это проект, созданный сетью ИЦАЭ, чтобы познакомить жителей регионов с новейшими научными открытиями и идеями и сформировать у аудитории широкую картину современной научной жизни. Лучшие популяризаторы, учёные и научные журналисты из разных регионов страны рассказывают о самых передовых теориях, открытиях и гипотезах.