«Штурмуем небеса»: в Ульяновске выступил аэрокосмический инженер Никита Матасов
Ульяновск
21 апреля

«Штурмуем небеса»: в Ульяновске выступил аэрокосмический инженер Никита Матасов

Что можно назвать сердцем ракеты? Чем марсоход похож на шаурму? Зачем в космосе дуршлаг, насос и русло реки? О сложном строении ракеты и марсохода неожиданно просто рассказал Никита Матасов, аэрокосмический инженер, сооснователь проекта «Мы верим в космос» в рамках федерального проекта сети ИЦАЭ «Энергия науки», который прошёл 20 апреля на образовательных площадках города Ульяновска.

Космос – загадка человечества, его изучение –  фундаментальное достижение науки. Космонавтика – квинтэссенция всех наук, огромный бустер как для экономики, философии, так и для науки. У каждого современного человека есть предметы, которые существуют благодаря космосу. Именно ему и космическим достижениям был посвящён этот четверг.

Фестиваль начался с лекции «Как работает ракета?». Никита обсудил с учениками Ульяновского губернаторского инженерного лицея №102, без чего ракета потеряет свой смысл, какое у неё предназначение. Школьники назвали много деталей и агрегатов, разобрали основные системы, без которых в мощном космическом грузовике никуда.

«Четыре простых предмета, которые пригодятся в ракетном двигателе, – свеча зажигания, дуршлаг, насос и русло реки. Свеча зажигания даёт электрическую искру. Дуршлаг – это форсунка, напоминающая большой металлический блин с кучей отверстий по всей его площади. Русло реки – это дефлектор. А насос, или, как его называют, «турбонасос», нужен, чтобы как воздушный поршень проталкивать топливо в ракетный двигатель», — пояснил спикер.

С помощью бутылки с водой Никита показал взлёт ракеты и её выход на баллистическую траекторию. Воздушный шарик стал примитивным реактивным аппаратом. А пример перегрузок, которые испытывают космонавты при системе аварийного спасения, – это всем знакомый лифт или резкое торможение в общественном транспорте.

«Ракета – это сложный воздушный шарик. Благодаря постоянному отбрасыванию массы от себя ракета движется в пространстве. Мощность однокамерного жидкотопливного двигателя составляет 190 миллионов лошадиных сил. На ракете «Сатурн-5» их несколько. Посчитайте, столько лошадей на нашей планете и не наберётся», — объяснил спикер.

«Мне, как молодому учителю физики и астрономии, было безмерно интересно присутствовать на лекции и отметить для себя лёгкость подачи материала; наблюдать за тем, как мои ученики вовлечены в беседу и активно задают вопросы, демонстрируя свою заинтересованность и знания. И, что самое важное, я с удовольствием слушала выступление человека, которому действительно нравится его работа, и он смело делится своими знаниями, опытом и перспективами с подрастающим поколением, показывая свой пример. Спасибо огромное ИЦАЭ за такую возможность и искренне надеюсь на наши новые встречи», — поделилась впечатлениями учитель физики Инна Шарнина.

На базе Ульяновского авиационного колледжа прошла завершающая лекция Никиты Матасова «Как работает марсоход?». Слушатели узнали о том, зачем нужны на Марсе марсоходы и что помогает им в достижении цели. Спикер поделился с гостями прогнозом погоды с Марса, а также предоставил возможность послушать звуки этой планеты.

«Курортный сезон на Марсе, это когда днём минус 18 градусов по Цельсию, а ночью – минус 80. Но чаще там холоднее. Поэтому марсоход устроен как шаурма. Нежная начинка – это датчики, которые обёрнуты теплоизоляцией. Такая система терморегулирования – защита от серьёзного марсианского холода», — подметил спикер.

Не остались без внимания и специальные спектрометры. Научно-исследовательский институт атомных реакторов города Димитровграда однажды принимал участие в создании одного из научных приборов для марсохода Curiosity – альфа-рентгеновского спектрометра, который оснащён закрытыми альфа-источниками на основе кюрия – 244, предназначенного для определения элементного состава пород Марса.

«Самый запоминающийся и интересный факт был о сравнении нежной аппаратуры марсохода с шаурмой. Эксперт довольно увлекательно рассказывал и отвечал на вопросы. Про колеса марсохода я думала, что срок годности немного больше и что условия на Марсе не настолько жёсткие. Могу сказать, что я определённо точно не зря ради этого интересного мероприятия ехала в другую часть города полтора часа», — рассказала Аделина Измайлова.

 «Энергия науки» – федеральный проект сети Информационных центров по атомной энергии, выездные сессии которого проходят в 18 регионах. Ведущие российские учёные и журналисты знакомят жителей страны всех возрастов с последними научными открытиями и достижениями во многих областях знаний.