Фестиваль «ГорькийКон» собрал любителей научно-фантастических комиксов в ИЦАЭ Нижнего Новгорода
Фестиваль комиксов и визуальной культуры «ГорькийКон» состоялся 8 и 9 июля в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Нижнего Новгорода. Программа включала лекции, мастер-классы, экскурсии по городу, презентации комиксов и обмен опытом.
«ГорькийКон» – уникальная возможность погрузиться в мир викторианской эпохи и узнать больше о мире комиксов. Тема фестиваля в этом году – «Эпоха открытий» и всепроникающий стимпанк. Единство технологий и искусства создаёт как научный, так и культурный прогресс, которые неразрывно связаны между собой.
Фестиваль начался с выступления Наташи Соло, художника, иллюстратора, комиксиста, организатора нижегородского комикс-клуба и сборника «Горький Комикс». Наташа прочитала лекцию «Комиксы для всех», в которой рассказала о многообразии комиксов, о том, как они устроены и чем этот формат уникален. Большое внимание спикер уделила японским комиксам.
«Изначально манга создавалась для быстрого обучения чтению. Японский язык имеет множество диалектов, поэтому сочетание графики и иероглифов облегчало людям понимание истории. Мангу печатали в больших количествах в качестве разового чтения. Сейчас, конечно же, ситуация изменилась, появились крупные комикс-шопы и огромное сообщество любителей манги и аниме. Более того, манга – это первые комиксы, которые появились в российских магазинах», – рассказала Наташа Соло.
Далее выступил Егор Канаткин, фанат и коллекционер комиксов. На лекции «Незавершённые комикс серии, которые следует прочитать» он познакомил гостей с четырьмя незавершенными сериями комиксов и манги из разных стран, которые издавались или издаются в России и на которые определенно стоит обратить внимание. Он порекомендовал такие работы, как «Манхэттенские проекты», «Священник», «Реквием: Рыцарь вампир» и «Берсерк».
На мастер-классе «Воображаемая камера – кадрирование в комиксах» Юля Никитина, автор произведений «Полуночная земля», «Время ждать» и «Дневник штормов», рассказала о том, как превратить любую историю в серию изображений, которые смогут передать не только сам сюжет, но и эмоции, заложенные автором. Существует три главных правила раскадровки: чем важнее событие, чем больше пространства ему отдаётся; длительное или медленное событие получает больше пространства для течения; длительное событие может быть отрисовано с повышенной детализацией. После теоретической части участники приступили к практике: необходимо было выбрать небольшую историю, разбить её на кадры и потом изобразить на бумаге.
Важной частью мероприятия стали презентации комиксов от разных авторов. Среди художников, которые представили свои работы, были: Troopak, Карнесса, Линн Торднер и SalemaRu, Glash, Александра Андронова, Дмитрий Жданов, Irudisu.
На лекции «Страшный зверь критик» Евгения Арт, литературный редактор, крафтер, куратор команды писателей клуба Шторм, поделилась опытом взаимодействия с критикой. На лекции-практикуме она учила гостей правильно критиковать и экологично принимать критику. Каждый художник в своей карьере сталкивался с высказываниями в адрес своих работ. Спикер подметила, что правильная критика — это не больно, а очень полезно для дальнейшего развития творческого потенциала.
Представители издательства «Кислород» Лита Мирхусанова и Ольга Франкогло рассказали о тенденциях и трендах на рынке, планах издательства, основных направлениях и проектах, а также поделились советами для начинающих авторов.
«Что касается трендов, то в мире сейчас большой интерес ко всему азиатскому. По тематике аудитория сейчас сходит с ума по комиксам, связанными с видеоиграми. Что касается жанров, то сейчас комиксы начали сильно смешиваться с «янг эдалт» аудиторией (литература для «почти взрослых», то есть подростков). Такой популярностью, как в последние три года, комиксы не обладали никогда», — рассказала Ольга Франкогло.
Диджитал художник Ева Вишневская в своей карьере много наблюдала за процессами, артистами и клиентами. На лекции «Как художникам реализоваться в игровой индустрии: геймдев изнутри» она рассказала, как художникам попасть в игровую индустрию, как себя подать и что нужно уметь для входа, как развиваться в ней. Также эксперт поведала об особенностях работы в продуктовых, аутсорс-компаниях и на фрилансе.
Второй день фестиваля начался с экскурсии Елены Лисицы, уличного и современного художника, резидента студии «Тихая». Она провела гостей по старым кварталам Нижнего Новгорода, показала самый интересный и необычный городской стрит-арт и погрузила зрителей в историю «кармана России».
О комиксах сети ИЦАЭ «Команда А.Т.О.М.» рассказал руководитель ИЦАЭ Нижнего Новгорода Сергей Колесников. Герои комикса – это команда молодых учёных, умнейшие подростки своего поколения с уникальными скилами. Каждый из них – настоящий профи в своём деле. Они борются с научными фейками и разоблачают мифы. Примечательно, что в основе этих комиксов лежат реальные локации и технические установки, благодаря чему каждый читатель может почувствовать себя одним из членов команды и начать формировать научную картину мира и менять будущее.
«Через комикс читатель может оказаться на самых интересных, но при этом закрытых объектах атомной отрасли. Если вы когда-нибудь окажетесь на ледоколе «Арктика», то узнаете реакторный зал по той картинке, которая есть в третьем выпуске комиксов. Поэтому следите за новыми выпусками комикса «Команда А.Т.О.М» на официальном сайте ИЦАЭ», — поделился Сергей Колесников.
О том, как сложные гуманитарные концепции подаются через художественную литературу, рассказал Олег Курдин, бывший главный редактор Molot Hardcorp, сценарист, переводчик комиксов, автор телеграмм-канала о комиксах, сериалах и музыке. Эксперт объяснил, кто такие эмпирический и идеальный читатель, что такое транзакционный анализ и как он проявляется в произведении Эрика Бёрна «Госпожа Кагуя: в любви как на войне», а также о том, как комикс может послужить историческим источником на примере «Истории святой Руси» Гюстава Доре.
В основе любой композиции лежат универсальные приёмы, при помощи которых автор может донести свою мысль до зрителя. Это своеобразный арсенал выразительных средств художника. Александр Аверин, художник, член союза художников, рассказал про общие принципы композиции, последовательность ведения работы на этапе композиционных эскизов и метод визуальных ассоциаций. Интерпретация этих знаний делает художника уникальными и создаёт его авторский метод.
Карина Шубина, иллюстратор и начинающий диджитал художник, выступила с лекцией «Наброски как базовый принцип развития», в которой рассказала, что наброски – это кратковременные зарисовки, которые делаются от одной до пяти минут. Они нужны художникам, чтобы улучшить свой уровень рисования: изучить анатомию, проработать стилизацию. «Если вы умеете рисовать в два штриха кисть руки или стопы, у вас не будет вопросов как нарисовать козу или горы», – подметила Карина.
О жанрах в комиксах и интересу к научной фантастике в мире рассказал Михаил Хачатуров, кандидат биологических наук, переводчик, сценарист, исследователь европейского комикса, автор ряда статей и исследований, посвященных различным аспектам европейского и российского комикса. «Тематика жанров интересна с любой стороны. Даже определить слово «жанр», наверное, практически невозможно, поскольку у каждого человека своё видение термина. Тем не менее, все понимают его значение. Но сейчас определить конкретный жанр у произведения очень сложно. Даже самые консервативные жанры с четко очерченными границами несут черты полижанровости», – поделился эксперт.
На примере научной фантастики он рассказал о взлёте и потере популярности тех или иных жанров. Научная фантастика в европейском комиксе возникла еще при зарождении комиксного искусства, но не пользовалась особой популярностью. Так продолжалось до конца 60-х, когда французский художник Жан Жиро (Moebius) не увлёкся фантастикой с группой других художников. В 70-е годы произошёл взрыв издательского интереса к фэнтези тематике, в течение нескольких лет рынок был заполонён комиксами в этом стиле, и до сих пор фантастика является одним из самых популярных видов комиксов.
Затем художница Юлия Никитина провела лекцию-практикум «Образные комиксы». По словам спикера, сейчас образные изображения, у которых есть некая описываемая литературная основа, часто называются визуальными метафорами. В целом метафора – это перенос свойств и названия одного явления на другое, подобное ему. Чтобы воспользоваться визуальными метафорами, нужно найти визуальное сходство между двумя или более объектами и объединить их.
«Допустим, собор Василия Блаженного. С самого детства он напоминал мне группу маленьких грибов, которые можно найти в тундре. В какой-то момент, когда эта мысль пришла мне в голову, я нарисовала большую серию архитектурных грибов», – рассказала эксперт.
Далее историк и коллекционер комиксов Иван Савельев-Донати рассказал, чем может удивить читателя комиксист, какие художественные приемы используют современные авторы и к каким нестандартным решениям прибегают художники комиксов. Также спикер поделился, как обычная панель может стать произведением искусства и отразить неожиданный поворот сюжета.
На протяжении всего фестиваля в научном дворике ИЦАЭ Нижнего Новгорода работала аллея авторов. В ней профессиональные художники презентовали свои работы, рассказывали об истории их создания, делились опытом друг с другом и с гостями. Всего в аллее приняло участие 35 художников. Гости смогли обсудить с авторами свои любимые комиксы, взять автограф у понравившегося художника и сделать селфи в стимпанк фотозоне.
«Вообще я нефтяной химик-технолог, но я увлекаюсь мелкомасштабными вар-геймами и, в частности, покрасом миниатюр. Всё началось с того, что друзья подарили мне набор миниатюр, а сейчас я выполняю заказы. Мне нравится, что благодаря творчеству я могу создать модель любого персонажа с нуля», – рассказал участник фестиваля Герман Петри.
Помимо этого, на фестивале проходили розыгрыши, конкурсы костюмов в стиле стим-панк, выставка ретромобилей, а также работала почтовая служба «Радужной лисы» – это творческий посткроссинг-проект, который позволил участникам отправить свою почтовую открытку в любую точку мира.
Также в течение всего фестиваля на площадке работали игротеки от разных клубов, в том числе игротека от сети ИЦАЭ, где были представлены такие фирменные игры как «Чепухатом», «Хронограф», «Атомные диллемы», «Arctic nostra» и «Атомные гипотезы».
Изучать атомную энергетику можно не только по учебникам, но и с помощью игр, интерактивных фильмов, викторин и даже комиксов. Для того, чтобы узнать больше, ИЦАЭ Нижнего Новгорода приглашает всех желающих посетить свои следующие мероприятия, анонсы которых можно найти в группе ВКонтакте или на сайте.