Самоанализ, Фрейд и Супер-эго: владимирцы разобрались в устройстве личности
Владимир
31 мая

Самоанализ, Фрейд и Супер-эго: владимирцы разобрались в устройстве личности

Тему личности, её природы и самопознания обсудили 30 мая на программе «ИЦАЭ OPEN: личность» в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Владимира.

Вечер начался с упражнения по самопознанию под названием «4 квадрата». Это упражнение даёт понять, что в любом человеке есть и положительные, и отрицательные качества. Он сам выбирает, как относиться к себе. Так, если человек видит только квадраты с перечнем негативных качеств, он акцентирует внимание на негативе, а если он старается увидеть квадраты с позитивными чертами своего «я», скорее всего, значит, что он уважает, ценит и принимает себя.

«От того, как вы к себе относитесь, зависит то, как вас воспринимают окружающие и какими вы видите их. Это упражнение может быть полезным при проработке конфликтов. Попробуйте пересмотреть то, что вам не нравится в «противнике», переформулировать его качества с отрицательных на положительные. Это поможет наладить контакт и разрешить сложную ситуацию. Также постарайтесь увидеть себя глазами «противника» – иногда это позволяет понять, где и из-за чего произошло недопонимание. Тогда легче восстановить доверие и доброжелательные отношения», — отметила Хатын Халилова.

Продолжил программу public talk «Личность. Психология личности». Доктор психологических наук Александр Зобков разобрал принципы формирования личности, а также объяснил, какие факторы влияют на этот процесс. «Личностью не рождаются – ей становятся. Она формируется в процессе общения и совместной деятельности с другими людьми.  С рождения человек попадает в готовую символическую систему, вступает в социальное взаимодействие как часть этой системы», — рассказал эксперт.

В особенности на формирование личности влияет взаимодействие с родителями или теми, кто выполняет их функцию. Человек вырабатывает собственные ответы на воздействие окружающей среды, позволяющие ему как конкретному биологическому существу адаптироваться к социальному окружению. Так, например, формируются его процессы восприятия, внимания, памяти и мышления.

«К примеру, однояйцевые близнецы – идентичные биологические объекты, находящиеся в одной среде, но с первых секунд рождения они начинают развиваться как разные личности. Кто-то из них родился первым, а кто-то вторым, кто-то разбил любимую мамину вазу и получил негативный опыт, а кто-то нет. Разный опыт будет формировать совершенно разные личности, и с возрастом эти различия, скорее всего, только увеличатся», – пояснил Александр Зобков.

Эксперт объяснил, чем черта характера отличается от качества. Такие черты характера, как, например, «ответственный», «заботливый», «добрый» или «пунктуальный» – это характеристики личности человека, которые проявляются объективно, их все видят. За ними стоят внутренние образования с идентичными им названиями, которые обеспечивает проявление черты – качества.

«Содержание качества может быть совершенно разным при одинаковых чертах характера. Например, одного человека наказывали в детстве за опоздания. Теперь, когда он опаздывает, у него появляется неприятное тревожное чувство, которое сменяется стыдом, если он опоздал. Это уже автоматизировано, он пунктуальный человек.  А на другого в детстве обращали мало внимания, ему не хватало тёплых слов, но со временем он стал замечать, что если всё делает вовремя, то велик шанс обратить на себя внимание, заработать похвалу. В дальнейшем это также автоматизируется, и это тоже пунктуальный человек», — рассказал психолог.

Александр Зобков отметил, что не всегда индивидуальные характеристики определяют личность человека: «Алексей Николаевич Леонтьев в своём труде «Деятельность. Сознание. Личность» приводит в пример мальчика с врождённым вывихом тазобедренного сустава, и вследствие этого – хромотой.  Представьте, его сверстники гоняют во дворе мяч, а он – в стороне! Потом мальчик подрастает, и на танцах ему ничего не остаётся, кроме как «подпирать стенку». Как сложится в этих условиях его личность? Это невозможно предсказать, потому что сама по себе даже такая индивидуальная характеристика не определяет формирование его личности. В данном случае личность мальчика определяет не его хромота, а та среда, в которую он будет помещён, отношение к нему и с ним».

Гештальт-психолог Кирилл Кургузиков рассмотрел разные подходы к познанию личности, от работ Зигмунда Фрейда до Алексея Леонтьева и Фрица Пёрлза.

Так, например, в психонанализе Фрейда говорилось о соотношении трёх компонентов — Ид, Эго и Супер-эго, или Оно, Я и сверх-Я. Ид (Оно) является источником психической энергии и включает в себя преимущественно инстинкты, Эго отвечает за их направление и контролирование, а Супер-эго – за усваивание родительских и общественных ценностей и стандартов. В итоге Эго по Фрейду – это арена непрерывной борьбы мощных и несовместимых сил.

Завершился вечер «Научной гостиной», где гости ИЦАЭ обсудили с экспертами все интересующие их вопросы по теме вечера.

ИЦАЭ OPEN» — федеральный еженедельный проект сети ИЦАЭ. Каждый четверг центры в 20 российских регионах становятся открытыми площадками. Посетители могут принять участие в интеллектуальных играх и мастер-классах, стать зрителями научно-популярных ток-шоу, послушать лекции, пообщаться с местными учёными и популяризаторами науки в неформальной обстановке.