Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХК

Презентация нового федерального проекта «Энергия науки» Информационного центра атомной отрасли прошла в Новосибирске. В мероприятии приняли участие представители министерства образования региона, ОАО «Новосибирский завод химконцентратов» (НЗХК), а также известный российский журналист, редактор отдела науки журнала «Русский репортер» и учитель географии одной из московских школ Григорий Тарасевич. Он встретился с педагогами региона и провел мастер-класс для юных журналистов, предложив ребятам снять фильм об НЗХК для московских школьников.

САКРАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО НЗХК

Концепция проекта «Энергия науки», стартовавшего в Новосибирске, предполагает организацию дискуссионных площадок с участием экспертов в области образования, крупных ученых и представителей федеральных СМИ в 16 регионах присутствия информационных центров по атомной энергии. Цель — знакомство жителей страны с участниками и популяризаторами научного процесса в России, обсуждение наиболее актуальных проблем взаимодействия между научными институтами и обществом, а также поиск новых форматов продвижения науки для сети информационных центров по атомной энергии.

Участие Григория Тарасевича в «Энергии науки» началось с визита на НЗХК — одно из двух российских предприятий по производству ядерного топлива, входящее в компанию «ТВЭЛ». Редактор отдела науки «РР» познакомился с полным циклом производства ядерного топлива от изготовления порошка диоксида урана до упаковки тепловыделяющих сборок в специальные сверхпрочные контейнеры для перевозки. Предприятие произвело на Григория Тарасевича сильное впечатление, и в планах журналиста — написать об НЗХК для «Русского репортера». Правда, рассмотреть получение ядерного топлива он хочет не с привычной технической, а с философской точки зрения.

«Главное впечатление от посещения НЗХК — непривычное ощущение обыденности такой «сакральной» вещи, как ядерное топливо. Хожу под впечатлениями уже второй день и никак не могу найти метафору. В общем, думаю над этим, и, если материал получится, это будет, наверно, философское эссе», — сказал Григорий Тарасевич.

«ВРЕДНЫЕ ЗАПОВЕДИ» ОТ ГУРУ НАУЧНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

В рамках участия в проекте «Энергия науки» Григорий Тарасевич также поучаствовал в дискуссии «Наука для поколения интернета: проблемы продвижения научных знаний среди школьников» с педагогами региона. Одним из самых активных собеседников редактора «РР» на дискуссионной площадке информационного центра по атомной энергии Новосибирска стал заместитель министра образования науки и инновационной политики Новосибирской области Дмитрий Метёлкин.

Участники коснулись вопросов падение интереса к науке в России, взаимосвязь содержания школьных учебников и передовых научных идей, а также проблемы поиска формата для подачи интересных научных фактов для поколения «Фейсбука» и «Твиттера».

Говоря о будущем научной журналистики и научпопа, Григорий Тарасевич был настроен радикально — упрощать подачу материала для активных интернет-пользователей, которые приобретают навык «сканировать» информацию и теряют способность читать, редактор отдела науки «РР» считает тупиковым путем.

«Говорят, что современные дети не читают больше 140 символов в «Твиттере»». Но мы по-прежнему будем писать наши сложные тексты, и упрощать их не собираемся — не дождетесь. А опыт «РР», который, вопреки всем ожиданиям, наиболее популярен у студенческой аудитории, подтверждает нашу правоту», — сказал Григорий Тарасевич.

Представители поколения «Фейсбука» и «Твиттера», желающие стать журналистами и научиться писать сообщения больше 140 символов, пришли к Григорию Тарасевичу на мастер-класс.

«Меня в последнее время представляют чуть ли не как гуру, поэтому я решил вжиться в роль и попробовать говорить заповедями», — начал мастер-класс редактор отдела науки.

И дал очень простые «вредные советы», польза которых превосходит многие сложные учебники журналистики: «никогда не писать про любимую рок-группу», «не пользоваться диктофоном», «хотя бы раз в жизни написать плохую статью» и «никогда не поступать на журфак».

Общаясь с юными корреспондентами, Григорий Тарасевич рассказал, как ушел из пиара и почему никогда не будут опубликованы его фотографии, сделанные на кладбище после трагедии в Беслане. Юные журналисты задавали вопросы, спорили. Иногда стеснялись и не сразу находили нужные слова. Но взгляды были красноречивее — так о профессии им не рассказывал никто!

МОНСТРАЦИИ, «БОЕВЫЕ» ОТРЯДЫ АСПИРАНТОВ И ЖИЗНЬ БЕЗ «МАКДОНАЛЬДСА»

Продолжением мастер-класса стал телемост с московской школой, в которой Григорий Тарасевич вот уже больше года ведет географию.

«А вы тоже девятиклассники?» — спросили юных новосибирских журналистов ребята из Москвы.

«Нет, мы тут разного возраста», — отвечали они.

«Но такие же бардачные», — с философской улыбкой добавил Григорий Тарасевич.

После чего «бардачные» дети Новосибирска и Москвы больше двух часов наперебой задавали друг другу самые разные вопросы. В такой нестандартной форме у московских школьников прошел урок экономической географии.

И пока авторы мирно покоящихся в рюкзаках умных учебников рассказывали про территориальную организацию общества, население и хозяйство регионов, дети изучали «живую» экономическую географию, болтая с ровесниками из Новосибирска в окошке «скайпа». Новосибирские школьники интересовались, как часто ровесники ходят в фаст-фуд, а московские спрашивали, как новосибирцы живут без «Макдональдса». Обсудили ребята и культуру мегаполиса, удаленного от столицы на тысячи километров: рассказали о местных театрах, художниках, «монстрациях» (массовые художественные акции, первым городом проведения которых стал Новосибирск) . А еще — о том, как «боевые» отряды студентов и аспирантов академгородка держат в страхе местную шпану.

Для продолжения уроков занимательной экономической географии Григорий Тарасевич предложил новосибирским ребятам снять фильм о НЗХК, чтобы доступно и понятно рассказать своим сверстникам о таком сложном процессе, как производство ядерного топлива. Редактор «РР» пообещал распространить этот фильм в московских школах и интернете.

Дети идеей загорелись. Представители завода и информационного центра по атомной энергии Новосибирска — одобрили. И скоро юные журналисты Новосибирска, скорее всего, будут готовиться к съемкам.

Пока шел мастер-класс, за окном стемнело.

«Григорий, а вам такси когда вызывать?» — осторожно интересовались взрослые.

«Не надо, я на метро доеду», — отвечал редактор отдела науки.

«А мы проводим!» — радостно отзывались дети.

Кажется, юные корреспонденты Новосибирска и гуру российской научной журналистики Григорий Тарасевич отлично друг друга поняли.

Фото к Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХКФото к Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХКФото к Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХКФото к Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХКФото к Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХКФото к Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХКФото к Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХКФото к Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХКФото к Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХКФото к Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХКФото к Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХКФото к Редактор отдела науки «Русского репортера» предложил новосибирским школьникам снять фильм об НЗХК