«Расширяя границы» в Венгрии: магия золотой осени, европейский вуз и занимательная физика

Из сугробов и крепких российских морозов — в «бабье лето» Восточной Европы. Двадцать пять школьников из закрытого города Новоуральска, привыкшие к снегопаду в ноябре, с восхищением любовались ковром желтых листьев, засыпавших улицы Будапешта. Однако красота европейской осени стала далеко не главным впечатлением ребят, приехавших в Венгрию с детской дипломатической миссией. Поэтому первый день участников проекта «Расширяя границы» начался не с экскурсионной, а с деловой программы в Будапештском техническом и экономическом университете.

 

РАЗГОВОР С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПРОДОЛЖЕНИЕМ

 

Монументальная архитектура, аскетичная простота в обстановке и тишина длинных коридоров, где желание перейти на шепот возникает само собой…. Увидеть настоящий европейский вуз с 230-летней историей — мечта многих русских школьников. Даже в сверхскоростном XXI веке Будапештский технический и экономический университет сохранил величественную атмосферу храма науки. А современные студенты, с завидной непосредственностью сидящие с рюкзаками и ноутбуками прямо на полу в коридоре, ничем не отличаются от средневековых школяров — философов и балагуров, странствовавших по Европе в поисках истины.

 

Однако если увидеть европейских студентов — не проблема, то шанс пообщаться с настоящим европейским профессором предоставляется не каждый день. Участникам проекта «Расширяя границы» повезло — с утра их ждал проректор по международным отношениям Будапештского технического и экономического университета Питер Мосс. Он рассказал ребятам о восьми факультетах университета, сделав акцент на программах факультета естественных наук, где студенты разных стран изучают в том числе и ядерные технологии.

 

«Это направление пользуется популярностью у венгерских и иностранных студентов. Сегодня много молодых людей приезжают к нам учиться из Вьетнама, власти которого намерены развивать атомную энергетику. Из России у нас по обмену учатся студенты двух вузов: Московского государственного технического университета им. Баумана и Санкт-Петербургского государственного технического университета «, — сказал Питер Мосс, рассказав юным гостям, что с теплотой вспоминает собственные студенческие годы, проведенные в Ленинграде.

 

Питер Мосс ответил на вопросы школьников и педагогов об образовательных программах в сфере атомных технологий, вступительных льготах для победителей международных олимпиад по физике и математике, научных исследованиях студентов и о последних изменениях венгерской системы образования.

 

Гостей из России ожидало немало открытий. Например, школьники и педагоги узнали, что венгерские школьники в ночь перед экзаменом не ловят удачу в открытую зачетку через форточку: зачеток у них теперь нет, а весь багаж плохих и хороших оценок хранится на цифровых носителях. Но, несмотря на тенденцию к переходу на электронные книги и учебники, в библиотеке европейские студенты по-прежнему проводят много времени.

 

» Во дворе вы видите здание, похожее на церковь. На самом деле это не церковь, а библиотека. Доказательство — на крыше не крест, а сова», — сказал Питер Мосс, посоветовав школьникам зайти в библиотеку. После лекции ребята с радостью воспользовались этим предложением.

 

В завершении встречи Вячеслав Амосов, заместитель генерального директора Информационного центра атомной отрасли, руководитель делегации проекта «Расширяя границы» и Инна Лобова, заместитель руководителя управления образования города Новоуральска, возглавляющая педагогическую делегацию, поблагодарили профессора Мосса за теплый прием, вручив презентационные материалы и книги.

 

«Огромное спасибо за интересный и полезный разговор. Надеемся, он обязательно будет иметь продолжение в будущем», — сказал Вячеслав Амосов.

 

По словам участников проекта, со встречи с проректором они вынесли для себя немало полезной информации.

 

«Я думаю о поступлении в Европу после школы, поэтому сегодня на лекции было очень интересно. С будущей профессией еще не определилась, возможно, буду заниматься наукой. Хотя социальная сфера тоже привлекает. Сейчас я в школе участвую в разработке проекта по поддержке людей с ограниченными возможностями», — рассказала участница проекта, призер международных олимпиад по физике и математике Полина Пекарская.

 

«Хочу стать пилотом. При поступлении нужна физика и алгебра, поэтому сейчас ими занимаюсь. Было очень интересно посмотреть, как тут учатся», — сказал Костя Петрушин.

 

ЕСТЬ КОММУНИКАЦИИ — ЕСТЬ РАЗВИТИЕ

 

После посещения одного из ведущих вузов венгерской столицы школьники из Новоуральска отправились знакомиться с ее историей. Побывали в крепости, понаблюдали за сменой почетного караула у президентского дворца, прогулялись по Площади героев. А потом снова вернулись к любимой физике. Правда, садиться за парты для этого не понадобилось: в экспериментариуме «Палата Чудес» законы физики постигаются не в теории, а через игру. А многие из его экспонатов привлекают не только детей, но и взрослых.

 

«Залезайте, прокачу в ветерком!» — приглашала учеников директор школы № 58 Новоуральска Полина Даминова, садясь за руль одного из главных чудес «Палаты» — красной машины с квадратными колесами. Школьники не заставили себя просить дважды, и из авто под управлением директора еще долго доносился веселый детский смех.

 

Узнать учителей с другой стороны, ближе познакомиться друг с другом и с зарубежными ровесниками — именно в этом, по мнению Полины Сергеевны, и заключается смысл проекта «Расширяя границы» для его участников.

 

«На мой взгляд, это, в первую очередь, коммуникативный проект. Мы уже имели возможность убедиться в эффективности детских проектов Госкорпорации «Росатом»: наша ученица Юля Гурьева в прошлом году приняла участие в детском творческом проекте «Nuclear Kids», и мы видим, как много ей дало общение с профессионалами и другими талантливыми ребятами. Там, где есть коммуникации, есть развитие», — сказала Полина Даминова.

 

Очередная возможность попрактиковать навыки общения участникам проекта предоставилась на вечере знакомств «Мосты дружбы». Сначала команды школ № 56 и 58 писали друг другу пожелания в тетради-дневники проекта, а потом начали разговор в кругу со свечой.

 

«Я ожидаю от этого проекта новых идей», «Хочу познакомиться с сверстниками за границей и получить яркие впечатления», «Всегда мечтал побывать на АЭС, и вот наконец-то это удастся», «Приехал, чтобы посмотреть достопримечательности», Надеюсь запомнить эту поездку на всю жизнь»… Оказалось, у каждого из участников свои приоритеты. Произнесенные вслух, они составили живую концепцию проекта.

 

В центре круга горела свеча — символ первого совместно прожитого дня, наполненного яркими событиями. Ее свет отражался в счастливых глазах детей. И каждому было понятно: старт получился удачным.

Фото к «Расширяя границы» в Венгрии: магия золотой осени, европейский вуз  и занимательная физика Фото к «Расширяя границы» в Венгрии: магия золотой осени, европейский вуз  и занимательная физика Фото к «Расширяя границы» в Венгрии: магия золотой осени, европейский вуз  и занимательная физика Фото к «Расширяя границы» в Венгрии: магия золотой осени, европейский вуз  и занимательная физика Фото к «Расширяя границы» в Венгрии: магия золотой осени, европейский вуз  и занимательная физика Фото к «Расширяя границы» в Венгрии: магия золотой осени, европейский вуз  и занимательная физика Фото к «Расширяя границы» в Венгрии: магия золотой осени, европейский вуз  и занимательная физика Фото к «Расширяя границы» в Венгрии: магия золотой осени, европейский вуз  и занимательная физика