Разобраться в вопросе цифровизации и разумности смогли гости фестиваля «КСТАТИ» в Ижевске
Фестиваль науки «КСТАТИ» 26 апреля заставил задуматься о возможностях естественного и искусственного интеллекта в мире всеобщей цифровизации. Организатором фестиваля выступил Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Ижевска при поддержке Госкорпорации «Росатом».
Как вовлечь учеников в школьный предмет? Какими инструментами можно воспользоваться, чтобы превратить скучную лекцию в активное и интерактивное обучение рассказала заместитель директора АНО «Центр цифрового образования детей «IT-куб» Юлия Логинова.
Внедрение цифрового контента в урок начинается с обучения педагога в использовании сервиса и проведения тестового занятия. Современных школьников не так просто заинтересовать наукой, так как они родились и развиваются в мире всеобщей цифровизации.
Юлия призывает не бояться вводить в занятия онлайн-инструменты: «Они не так страшны, как на первый взгляд. На самом деле, они помощники в развитии интереса и вовлечённости обучающихся. При этом для педагога создаются комфортные условия для дистанционного обучения, что помогает поддерживать эмоциональную связь учителя и ученика. Это некое развитие профессиональной свободы педагога. Для родителей полезна трансляция образовательной информации, которую должен получить ребёнок, поэтому так становится проще следить за результатами домашней работы», — пояснила эксперт.
Цифровые инструменты могут быть полезны для организации совместной деятельности класса и для осуществления обратной связи. С помощью их можно создать образовательные игры-квесты, видеоуроки, интеллектуальные игры и тестовые задания.
Интерактивные презентации и видео можно создать с помощью сервиса nearpod. Для создания онлайн доски Юлия посоветовала присмотреться к сайтам miro, padlet и jamboard. Также имеются образовательные платформы: Khan Academy, Stepik, Яндекс учебник, курсы Сириус и uchi.ru.
На мастер-классе «Нейросети для учителей» руководитель направления машинного обучения АО «Гринатом» Яхья Ибрагимов продемонстрировал возможности машинного обучения, которые можно использовать в работе.
Имеются разные виды моделей машинного обучения. Например, самообучающиеся модель. Её помещают в определённое пространство, с которым необходимо взаимодействовать, чтобы достичь определённой цели. Такие системы могут быть использованы в машиностроении, робототехнике, авиастроении и в других сферах.
«Для работы с текстом имеются множество доступных нейросетей. Например, для выявления оскорбления в тексте и исправление ошибок, поиска необходимых материалов можно использовать известный и универсальный ChatGPT. Или Character.ai, в которой имеются текстовые игры и возможность «пообщаться» с известными учёными, политическими деятелями, поэтами и другими».
Человек считает себя одним из самых интеллектуальных существ на планете. Однако, животные тоже не обделены интеллектом. Они могут испытывать эмоции, строить сообщества, даже имеют собственный язык и культуру. Насколько животные разумны рассказала натуралист, популяризатор эволюционной биологии, автор и ведущая программы «Всё как у зверей» Евгения Тимонова на лекции «Почему все такие умные?».
Иногда размер мозга соответствует интеллекту живого существа. Но есть и исключения из этого представления. «По систематике человек относиться к отряду приматы, к группе узконосые обезьяны, к семейству гоминиды и к роду Homo. И представляем, что мы вид с высокоразвитым интеллектом. Наш предок, прародитель всех приматов – Purgatorius был всеядным судя по его зубной системе. Невозможно быть всеядным и глупым, так как нужно научиться различать съедобное от несъедобного», — рассказала Евгения.
Порой неожиданными факторами вымощена дорога к интеллекту, у приматов – это прыжки с ветки на ветку, хищники, всеядность, прямохождение и климатические изменения. И за последние примерно 20 тысяч лет люди утратили примерно 100 кубических сантиметров объёма мозга.
У дельфинов масса мозга больше, чем у человека. У них имеется своя сигнальная система коммуникаций, сверхчувствительный слух, умение играть и многие другие аспекты, отражающие развитый интеллект.
Коалы и вомбаты оба из семейства сумчатых. Но у коал размер мозга невелик из-за поедания непитательного, а порой и токсичного эвкалипта. Но ближайший его родственник вомбат умеет строит сложные норы и отмечать свои границы, что делает его самым умным из сумчатых зверей.
Если рассмотреть птиц, по сути современные потомки динозавров, то они имеют решать сложные задачи, несмотря на маленький объём мозга. Главными интеллектуалами из птиц являются семейство вороновых и попугаи.
«Необходимо признавать существование разных форм интеллекта, признавать то, что мы не вершина эволюции и принять то, что мы часть общего живого мира. Все мы на кого-то похожи, все мы друг другу родственники большой семьи планеты Земля», — заключила Евгения.
Фестиваль науки «КСТАТИ» продолжится 26 и 27 апреля. Ознакомиться с подробным расписанием и зарегистрироваться можно по ссылке: https://izh.kstati-fest.ru/scheduler/.
Фестиваль науки «КСТАТИ» — это марафон интерактивных лекций, научно-популярных шоу, интеллектуальных игр, мастер-классов, кинопоказов и ток-шоу, цель которых – рассказать участникам об интересах современной науки, проблемах, которыми занимаются учёные по всему миру, и о значении их исследований для повседневной жизни обычного человека. Фестиваль проводится с 2015 года в разных городах России и зарубежья.