Подведены итоги общественной межрегиональной экспертизы УМК «Мирный атом»

В Томской области подвели итоги общественной межрегиональной экспертизы учебно-методических комплектов (УМК) «Мирный атом», разработанных по инициативе комитета по развитию атомной энергетики администрации Томской области специалистами Северского технологического института (СТИ) НИЯУ МИФИ, некоммерческого партнерства (НП) «Сибатомкадры» и Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ТОИПКПРО), под руководством заместителя руководителя по учебной работе СТИ НИЯУ МИФИ, исполнительного директора НП «Сибатомкадры» Сергея Карпова.

Общественная экспертиза УМК «Мирный атом» проводилась с марта по май 2012 года при поддержке АНО «ИЦАО» в 14-ти городах присутствия предприятий Госкорпорации «Росатом» по месту размещения Информационных центров по атомной энергии.

Результаты общественной межрегиональной экспертизы УМК «Мирный атом»

1. Количественные показатели участия городов присутствия предприятий Госкорпорации «Росатом» в общественной межрегиональной экспертизе УМК «Мирный атом»

Диаграмма ранжирования городов по количеству привлечённых экспертов

 

Гистограмма плотности распределения результатов экспертной оценки

Гистограмма плотности распределения экспертной оценки характеризует плотность распределения экспертов по проценту полученной оценки УМК. Каждый столбик на гистограмме показывает долю экспертов, экспертные оценки которых попадают в данный 5-процентный интервал. Гистограмма смещена в сторону высоких процентов оценки УМК (т. е. большинство оценок — выше 80%) для всей группы экспертов.

Ниже приведена таблица разбиения плотности распределения экспертной оценки по выделенным интервалам.

Диапазон
экспертной оценки

Количество экспертов

Процент экспертов

[80%;100%]

433

87%

[60%;80%]

62

12,4%

[40%;60%]

3

0,6%

[80%;100%]

0

0%

ВСЕГО

498

100%

Диаграммы ранжирования городов по доле экспертов, давших оценку от 80% до 100%, от 60% до 80% и от 40% до 60%.

 

Пороговыми значениями выбраны границы интервалов разбиения плотности распределения экспертной оценки.

 

 

Видно, что эксперты в большинстве городов высоко оценили линейку УМК. Исключение составляют Новосибирск, Красноярск, Санк-Петербург. Выборка экспертов в Воронеже составила 21 человек, что значительно меньше, чем в остальных трех городах (Новосибирск — 41, Красноярск — 36, Санк-Петербург — 43). Поэтому статистическая ошибка по Воронежу высока. В этих городах есть существенная доля экспертов, поставивших экспертную оценку от 60% до 80%, то есть мнения экспертов разделились между «хорошо» и «отлично».

2. Результаты экспертной оценки требований, предъявляемые к учебнику (пособию)

 

 

Карта экспертной оценки требований, предъявляемых к учебному пособию. Этот график содержит информацию для содержательного анализа качества методической проработки УМК «Мирный атом». По вертикали отложены значения доли экспертов, определивших уровни оценивания на «хорошо» и «отлично», от их общего числа по всем городам. На горизонтальной оси отложены номера уровней оценивания.

Информация, которая содержится в разделе «Общая оценка»:

— Соответствие стандарту;

— Новизна;

— Соблюдение полиграфических норм.

 

Информация, которая содержится в разделе «Педагогическая оценка. Дидактические принципы»:

— Научность;

— Доступность;

— Системный подход к содержанию;

— Реализация принципа историзма;

— Наглядность представления информации;

— Отражение межпредметных связей;

— Возможность реализации проблемного обучения средствами учебника.

 

Информация, которая содержится в разделе «Педагогическая оценка. Дидактические функции»:

— Возможности дифференцированного обучения;

— Организация учебной деятельности ученика;

— Реализация контроля знаний учащихся;

— Формирование приемов умственной деятельности;

— Формирование мотивационной сферы ученика;

— Освещение вопросов целесообразности использования атомной энергии.

 

Информация, которая содержится в разделе «Педагогическая оценка. Воспитательные и мировоззренческие функции»:

— Возможные направления воспитательной работы средствами учебника;

— Раскрытие основных мировоззренческих положений на основе ведущих законов и теорий;

— Реализация вопросов воспитания культуры учебного труда.

 

3. ВЫВОДЫ

1. Эксперты в большинстве городов высоко оценили линейку УМК. Исключение составляют Новосибирск, Красноярск, Санк-Петербург. В этих городах мнения экспертов разделились между «хорошо» и «отлично».

2. Подавляющее число экспертов (их доля от общего числа более 90%) уровни оценивания определяет как «хорошо» и «отлично». Исключение являются три из уровней оценивания:

— «Соответствие возрастному уровню интеллекта ученика» (79 %),

— «Разноуровневость текста» (86%);

— «Возможность для экономического воспитания» (89%).

3. В целом линейка УМК удовлетворяет требованиям ФГОС, так как для учебного пособия этот показатель должен иметь значение не ниже 70%.

 

 

Напоминаем, что результаты экспертизы будут озвучены на I Всероссийской научно-практической конференции «Внедрение УМК „Мирный атом“ в Российское образование: запросы, оценки, пути достижения», которая пройдет в Томске 17 мая 2012 г. в ТОИПКРО. Подробно ознакомиться с программой конференции можно на сайте: http://tomsk.myatom.ru/projects/umk-2012.