Около 200 человек из 8 городов узнали о российских космических разработках на онлайн лекции в ИЦАЭ

7 октября в восьми информационных центрах по атомной энергии состоялась онлайн трансляция лекции сотрудника Научно-производственного объединения им. С. А. Лавочкина Александра Ширманова для школьников, студентов и педагогов Владимира, Томска, Саратова, Екатеринбурга, Челябинска, Красноярска, Новосибирска, Ульяновска. Лекция организована Федеральным космическим агентством в рамках Недели космоса, которая проходит с 4 по 10 октября.

НПО им. С. А. Лавочкина — одно из ведущих в России предприятий по разработке и практическому использованию непилотируемых средств для исследования космического пространства, небесных тел, а также для решения задач, связанных с укреплением обороноспособности страны.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ И ТАКИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ

Во Владимире лекцию посетили учащиеся физико-математического класса школы № 15 и студенты Владимирского экономико-технологического колледжа. В Красноярске слушателями лекции стали студенты Института космических технологий Сибирского государственного аэрокосмического университета (СибГАУ) им. акад. М. Ф. Решетнева. Аудитория подобралась как нельзя кстати — как рассказал Александр Шаханов, именно в сотрудничестве с СибГАУ были разработаны системы бортового комплекса управления некоторых спутников, спроектированных молодежным конструкторским бюро НПО им. С. А. Лавочкина. В новосибирском информационном центре по атомной энергии к лекции присоединились учащиеся 10 класса Аэрокосмического лицея имени Ю. В. Кондратюка. В Саратове участниками онлайн трансляции стали более 50 школьных учителей физики, в Томске присутствовали 14 школьников санаторно-лесной школы и 3 представителя ОАО «Научно-производственный центр „Полюс“». В Челябинске в онлайн лекции приняли участие Юрий Хищенко — доцент кафедры «Летательные аппараты и автоматические установки» Аэрокосмического факультета, Ольга Павловская — доцент кафедры «Системы управления летательными аппаратами» Приборостроительного факультета и студенты Приборостроительного и Аэрокосмического факультетов Южно-Уральского государственного университета. На лекции присутствовали и маленькие посетители, учащиеся 6 класса школы № 4 г. Миасса. В Ульяновске слушателями стали педагоги Аэрокосмического клуба «Буран» — партнеры центра, учащиеся лицея при Ульяновском государственном техническом университете, студенты Ульяновского государственного педагогического университета.

НА РОМАНТИЧЕСКУЮ МЕЖПЛАНЕТНУЮ ПРОГУЛКУ — ПОД СОЛНЕЧНЫМ ПАРУСОМ

История Научно-производственного объединения им. С. А. Лавочкина, как рассказал Александр Ширманов, началась в апреле 1937 года. В первые десятилетия после создания основной вид деятельности объединения — создание боевых самолетов, а затем и управляемых ракет. С середины 60-х годов ХХ века НПО им. Лавочкина по решению знаменитого конструктора С. П. Королева переключается на решение «космических» задач. Этот период по праву можно назвать расцветом советской космической программы.

Среди современных разработок предприятия — информационные космические системы (радиотелескопы), с помощью которых получены изображения Земли и Луны, космические аппараты для астрофизических исследований, приборы и устройства для исследования планет и других объектов Солнечной системы. Это и аппараты, предназначенные для изучения ближайшего спутника Земли, и для межпланетных миссий, и «Интергелиозонд», чья задача — изучение Солнца, и малые космические аппараты.

Среди ближайших и актуальных задач малых космических аппаратов, разрабатываемых НПО им. Лавочкина — исследования околоземного, окололунного пространства, Луны и астероидов с помощью научной аппаратуры; уточнение параметров движения опасных астероидов, доставка к астероидам долгоживущих станций и микроспутников. Отдельным направлением работы НПО, по словам Александра Ширманова, является обеспечение доставки на орбиту как искусственных спутников и других аппаратов, так и разработка технологий, позволяющих обеспечить сохранность посадочных модулей с момента вхождения в атмосферу до момента приземления.

Возможно, работы по созданию и применению солнечного паруса позволят в недалеком будущем не только преодолевать значительные по космическим меркам расстояния, используя энергию Солнца, но и устраивать романтические прогулки по окрестностям Солнечной Системы.

В процессе лекции у слушателей была возможность задавать вопросы, чем и воспользовались томские школьники. На вопрос: «Сколько всего видов аппаратов было разработано в бюро?», был получен ответ — «Более 460», что вызвало немалое удивление у аудитории. Инженер-конструктор из томского ОАО «НПЦ „Полюс“ София Гоббасова поделилась своими впечатлениями: „Эта тема мне очень близка, я сейчас пишу диссертацию по малым космическим аппаратам, и я почерпнула из этой лекции очень много интересного“».

В Саратове после окончания лекции педагоги еще более часа обсуждали наиболее интересные моменты, которые обязательно нужно включить в работу с учащимися, делились мыслями по возрождению авиамодельного движения среди школьников как ступени к серьезному научному творчеству. Не менее содержательное и увлекательное обсуждение прошло и в Новосибирске: для десятиклассников Аэрокосмического лицея тема исследования космоса близка и понятна.

«Лекция оказалась очень интересной и познавательной. Я вообще люблю подобные мероприятия. Формат порадовал, если будут еще проходить такие лекции, я с удовольствием приду!» -сказал Ярослав Щеголихин, ученик АКЛ. Во Владимире обсуждение космических перспектив России продолжилось просмотром интерактивной программы «История освоения космоса» и тематической интеллектуальной викториной.

Большое впечатление произвела лекция и на красноярских студентов. «Необыкновенно интересное изложение материала позволило задуматься об актуальности развития космической отрасли в России», — рассказал Павел Дубыкин, студент 2 курса Института космической техники Сибирского государственного аэрокосмического университета.

Шестиклассники из Челябинска, будучи самыми юными участниками трансляции, тоже выделили для себя ряд интересных моментов. «Интереснее всего было узнать про все эти космические корабли, и когда стали задавать вопросы. Запомнилось про атомную энергию на кораблях», — сказал Захар Забелин, ученик 6 класса. «А мне больше всего понравилось про солнечные паруса!» — сообщил Павлов Данила, ученик 6 класса.

Педагоги, методисты и преподаватели высшей школы из Саратова, Челябинска, Ульяновска и Томска отметили высокий уровень лекции и выразили благодарность организаторам. Всего в мероприятии приняли участие 193 человека.

Информационные центры по атомной энергии — уникальные коммуникативные платформы для школьников, их родителей, студентов и педагогов. Основные задачи центров — просвещение в области атомной энергетики, популяризация науки и инноваций.

Сегодня информационные центры успешно работают в 17 регионах России (Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске, Воронеже, Владимире, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Петропавловске-Камчатском, Мурманске, Новосибирске, Ульяновске, Красноярске, Томске, Челябинске, Калининграде, Саратове, Екатеринбурге), а также во Вьетнаме, Турции и Бангладеш.

 

Фото к Около 200 человек из 8 городов узнали о российских космических разработках на онлайн лекции в ИЦАЭФото к Около 200 человек из 8 городов узнали о российских космических разработках на онлайн лекции в ИЦАЭФото к Около 200 человек из 8 городов узнали о российских космических разработках на онлайн лекции в ИЦАЭФото к Около 200 человек из 8 городов узнали о российских космических разработках на онлайн лекции в ИЦАЭФото к Около 200 человек из 8 городов узнали о российских космических разработках на онлайн лекции в ИЦАЭФото к Около 200 человек из 8 городов узнали о российских космических разработках на онлайн лекции в ИЦАЭФото к Около 200 человек из 8 городов узнали о российских космических разработках на онлайн лекции в ИЦАЭФото к Около 200 человек из 8 городов узнали о российских космических разработках на онлайн лекции в ИЦАЭФото к Около 200 человек из 8 городов узнали о российских космических разработках на онлайн лекции в ИЦАЭФото к Около 200 человек из 8 городов узнали о российских космических разработках на онлайн лекции в ИЦАЭФото к Около 200 человек из 8 городов узнали о российских космических разработках на онлайн лекции в ИЦАЭФото к Около 200 человек из 8 городов узнали о российских космических разработках на онлайн лекции в ИЦАЭФото к Около 200 человек из 8 городов узнали о российских космических разработках на онлайн лекции в ИЦАЭФото к Около 200 человек из 8 городов узнали о российских космических разработках на онлайн лекции в ИЦАЭ