Окаменелости, кирка и вулканы: красноярцы отправились на «Прогулку с учёным»
В воскресенье, 18 апреля, красноярцы отправились в необычный поход на Торгашинский хребет до скалы Арка. Компанию им составила геофизик Кристина Попова и её научные «аксессуары» – карта, молоток, окаменелости и соляная кислота.
Проект «Прогулка с учёным» Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Красноярска запустил совместно с Центром путешественников. Это пешие экскурсии по городу и его окрестностям, во время которых жители не просто открывают для себя новые маршруты и наслаждаются природой, но и общаются с учёным, узнают об истории, культуре и геологии города и проводят небольшие полевые исследования.
По ходу маршрута участники экскурсии познакомились с геологической картой окрестностей Красноярска, попробовали отбить известняк специальным молотком и рассмотреть породу, увидели настоящие окаменелости, измерили природный радиационный фон с помощью дозиметров и, конечно, узнали много интересных фактов от учёного-гида.
Кристина Попова рассказала, каким образом специалисты определяют, что ценного хранится в недрах земли, и причём здесь негласная «вражда» между геологами и геофизиками.
«Существуют так называемые сопутствующие минералы, по которым можно найти нефть, алмазы или, например, золото. Этим занимаются геологи – они ходят, смотрят, добывают, обрабатывают исследования в палатках и составляют по ним разрезы. А есть такие люди, как геофизики. С геологами они «враждуют», как лыжники со сноубордистами», – с юмором пояснила Кристина.
Геофизики могут анализировать большие площади работ – это и отличает их от геологов. «Мы же «разбираем» землю через физические параметры – электромагнитное поле, тепловое или гравитационное. Например, чтобы найти алмазы, нужно проанализировать электромагнитное поле. Для этого мы смотрим на диаграмму и видим, что идёт ровное, ровное значение, а дальше раз – и холмик, аномалия. Это значит, здесь находится порода, создающая такие помехи», – объяснила Кристина Попова.
Однако, по словам учёного, методы геологии и геофизики работают именно в совокупности. «Вместе они дают понимание, что здесь находится залежь, а значит, нужно бурить разведочную скважину, чтобы уже руками потрогать керн. Затем детальное строение породы определяют другие специалисты – седиментологи и петрофизики», – подытожила Кристина.
Кроме того, участники экскурсии узнали, что раньше на месте сибирской платформы было море, в котором обитали разные микроорганизмы.
«С помощью водорослей древние микроорганизмы строили рифы. Торгашинский хребет – это, по сути, риф, который был образован из аммонитов, таких закрученных ракушек, археоциат и других. В Кембрийском периоде микроорганизмы погибли, оставив после себя известковые постройки, на которых мы сейчас и стоим», – поделилась Кристина. Древних аммонитов до сих пор находят на Торгашинском хребте.
Также на территории Красноярска и его окрестностей исследователи находят некки – столбообразные цилиндрические постройки, состоящие из древних магматических пород. Такой некк указывает на вулкан.
«Говорят, что на Николаевской сопке тоже есть некк, жерловина, магматическое образование. При более детальном изучении обнаружили лакколит. Это массив в форме холма – он образуется, когда магма поднимается по разлому и в виде гриба заполняет вмещающую породу», – рассказала Кристина Попова.
Добравшись до конечной точки маршрута – знаменитой скалы Арка, Кристина показала участникам экскурсии химическую реакцию с использованием соляной кислоты и породы. «Взаимодействуя с кальцитом, или известняком, соляная кислота образует такой «шампунь», пену. По сути, это выделяется газ», – пояснила геофизик.
Всего красноярцы преодолели около 7 километров за 4 часа, включая «теоретические» остановки, пикник и фотопривалы.
Узнать об анонсе следующей «Прогулки с учёным» и других событиях ИЦАЭ Красноярска можно в официальном сообществе: vk.com/myatom_krsk.