На телемосте Владимир-Смоленск обсудили, как Пушкин стал символом национальной культуры
06 июня

На телемосте Владимир-Смоленск обсудили, как Пушкин стал символом национальной культуры

«Здесь был Пушкин» — телемост с таким названием соединил Информационные центры по атомной энергии (ИЦАЭ) Владимира и Смоленска 6 июня – в день рождения великого русского поэта и писателя.

«Его знают даже те, кто его не знает», — так об Александре Пушкине говорила писательница, заслуженный деятель науки РФ Эда Береговская.

Кандидат филологических наук Ирина Марусова в своей мини-лекции «Как Пушкин колесо изобрёл» рассказала участникам телемоста, как Александр Сергеевич стал настоящим символом национальной культуры. Популярность Пушкина подтверждает тот факт, что памятники ему есть даже в тех городах, где он не бывал. Например, в Смоленск Пушкин никогда не приезжал, но бюст поэту установлен на одной из центральных улиц города. А во Владимире памятник Александру Сергеевичу торжественно открыли непосредственно в день проведения телемоста. Памятник установлен в честь 225-летия со дня рождения поэта.

«Каждый слышал фразу «Пушкин – наше всё!». Пушкин вошёл в нашу жизнь так плотно, что порой мы сами этого не замечаем. Имя Пушкина постоянно включается в разговорную речь. Приходит мама, а уроки не сделаны. Тогда она спрашивает: «Кто за тебя будет русский учить? Пушкин что ли?». Пушкина мы вспоминаем часто и по самым разным поводам», — отметила Ирина Марусова.

Она рассказала о непростом детстве великого поэта, образованные и светские родители которого уделяли мало времени воспитанию своих детей. Ирина отметила, что юмор и способность к остротам Александр Сергеевич, унаследовал от родителей, как и любовь к книгам: «Отец Пушкина, Сергей Львович, был очень образованным, начитанным человеком, кроме того, настоящей душой общества. Ему всюду были рады, он был неистощим в шутках, каламбурах, остротах. Кроме того, у отца была прекрасная библиотека, книги в которой были преимущественно на французском. Брат Александра Пушкина, Лев, вспоминал, что маленький Саша ночью тайком пробирался в эту библиотеку, буквально проглатывая одну книгу за другой. Позже, в Царскосельском лицее, он удивлял своих друзей превосходным знанием французской литературы, за что и получил одно из своих прозвищ – «француз»».

Филолог также отметила, что уже с детства маленький Александр выказывал большое уважение к писателям. Так, когда в гостях у семьи Пушкиных был Николай Михайлович Карамзин, шестилетний Саша весь вечер просидел напротив него, не сводя с писателя глаз.

В продолжении программы гости центров узнали, какое отношение писатель имеет к атомной отрасли. Кандидат филологических наук, координатор специальных проектов сети ИЦАЭ Наталия Фельдман рассказала, что Александр Сергеевич Пушкин любил придумывать новые слова. Так, например, он придумал имя Наина и слово «вурдалак».

Помимо этого, Пушкин любил образовывать новые слова от известных существующих фамилий. Например, когда он увидел свою будущую жену Наталью Гончарову, то написал небольшое стихотворение-экспромт: «Я пленён, я очарован, словом — я огончарован!». А также Александр написал шуточное стихотворение про своего друга – Вильгельма Карловича Кюхельбекера, известного своей склонностью к меланхолии и унынию, заканчивающееся фразой: «И было мне, мои друзья, и кюхельбекерно, и тошно». Это слово, обозначающее тяжёлое, нехорошее, тоскливое и неприятное состояние, Пушкин потом использовал ещё несколько раз в письмах к друзьям.

«При чём же здесь атомщики? У них есть такое выражение: «Сначала мы америкацев обхаритонили, а потом забабахали». Слова «обхаритонить» и «забабахать» тоже образованы от фамилий. Юлий Борисович Харитон работал в Сарове, а Евгений Иванович Забабахин – в Снежинске, и они оба участвовали в создании ядерного щита СССР, который до сих пор защищает нашу страну. Атомщики таким образом подчёркивали, что им удалось сделать почти невозможное в достаточно сложной ситуации», — рассказала Наталия Фельдман.

«В Челябинской области, рядом с городом Озёрском, есть комбинат «Маяк», на котором существовали и до сих пор существуют реакторы с личными именами. Самый первый такой реактор назвали Аннушкой. Атомщикам понравилась идея, что реактор можно назвать личным именем, так как это помогало соблюдать секретность, После Аннушки начали строить новый реактор и его назвали РУСЛАН – это имя-аббревиатура, расшифровывающееся как «реакторная установка с лантановым наполнением». Как только где-то появляется Руслан, без Людмилы не обойтись! И следующий построенный реактор, сначала названный ЛФ-2, очень быстро окрестили «Людмилой». Реактор РУСЛАН сейчас остановили, а «Людмила» до сих пор продолжает работать. Вот так Александр Сергеевич влияет на разные сферы нашей жизни, даже на атомную отрасль», — отметила эксперт.

В интерактивной части мероприятия гости ИЦАЭ проверили свои знания о жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина, отвечая на вопросы в формате игры «Верю — не верю», а также читали его стихи.

«Очень неожиданно было узнать про Пушкина и атомные реакторы. Я читал «Руслана и Людмилу», но не мог даже предположить, что эти имена можно использовать в промышленности. Было интересно узнать, что для соблюдения секретности атомщики использовали имена героев Пушкина», — поделился впечатлениями участник телемоста Николай Придыбайло.

«Мне понравилось. Мы и лекции послушали, и поиграли. Я раньше не замечал, что Пушкин повсюду, а сегодня нам об этом рассказали, и я понял, что это действительно так. Даже на спектакли мы классом ходим по Пушкинской карте», — заметил Константин Галактионов.

В сети ИЦАЭ регулярно проводятся телемосты, на которых зрители из разных городов вместе с экспертами обсуждают одну общую тему, связанную с наукой, атомными технологиями и региональными особенностями.