«Научные ёлки»: от искусственного снега до Нобелевских лауреатов

В декабре, в предновогодние дни, в сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) прошли традиционные «Научные ёлки» – научно-экспериментальные и познавательно-развлекательные программы для самых активных посетителей и участников проектов ИЦАЭ: детей, их родителей и педагогов.

Так, например, в Мурманске сотрудники ИЦАЭ провели для дошкольников «Ёлку эколят». В «экобеседе» со старшим советником по возобновляемой энергетике и электромобильности Юрием Сергеевым дети показали свою эрудированность по экологическим вопросам. «Мы знаем, что в лесу нельзя шуметь и мусорить, нужно защищать животных и беречь растения, ведь они создают кислород на Земле», – рассказала участница «Ёлки эколят» Алёна.
Затем эксперт предложил детям и их родителям посмотреть мультфильм о воздействии батареек на почву и водоёмы, после чего рассказал, где принимают батарейки для переработки.

Кроме того, дети без труда определили экологичность светодиодных ламп и ламп накаливания, пластиковых и бумажных стаканчиков, электромобилей и автомобилей на двигателях внутреннего сгорания. Знакомым оказался для дошкольников и международный знак вторичной переработки.

В Нижнем Новгороде прошла первая «Инженерная ёлка», где «Снегурочка» вечера – старший преподаватель кафедры строительных конструкций Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Елена Кочетова – рассказала, из чего состоит город, как мы его воспринимаем и каким должен быть город мечты. Она показала примеры уникальных мировых архитектурных объектов и помогла участникам праздника создать удивительные сооружения.

«В различные эпохи архитектурным формам соответствовали свои художественные приёмы оформления, которые изменялись вместе с уровнем развития технических средств и эстетических представлений, то есть, регулировались отношениями между природой и человеком. Функциональное назначение в первую очередь определяется запросами общества и диктует форму», – объяснила Елена.

По её мнению, в наши дни большинство помещений прямоугольны и ограничены жёсткими, идеально выглаженными поверхностями. «Дело в том, что прямоугольные помещения удобны для того, чтобы помещать в них вещи. Но даже крайне нефункциональную форму можно преобразовать в привлекательную, если пару острых углов превратить в тупые», – убеждена эксперт.
Затем дети и взрослые разделились на команды и по жребию вытянули своё задание. С помощью строительных материалов им предстояло построить определённый объект: инженерные сооружения, развлекательные центры, новогоднюю площадь, промышленное предприятие, медицинские и образовательные учреждения, жилые и культурные объекты.

За 45 минут девять команд сумели построить завод «Чистая ёлочка», космодром «Космотранс», предприятие «Фабрика чудес», новогодний «Биг Бен», культовое сооружение «Храм святого мандарина», «Мирно-атомную ёлочку» на новогодней площади, Дом веселья Деда Мороза и праздничный стадион.

В конце праздника каждая команда защищала свой проект. Голосование за понравившийся объект было проведено с помощью хлопушек: наибольшее количество конфетти набрала команда, строившая культовое сооружение «Храм святого мандарина».

«Мне очень понравилась такая ёлка. С помощью картона, новогодней упаковочной бумаги и ножниц мы смогли собрать ракету», – поделился Иван Смирнов.

А коллектив ИЦАЭ Красноярска провёл для своих гостей «Элементарную ёлку». Так как 2019-й был объявлен годом Периодической системы химических элементов, его завершение дети с родителями отметили специальным «химическим уроком».
Наблюдая опыты и изучая строение вещества, юные химики искали тайное послание Деда Мороза: они отгадывали загадки, а специальный раствор менял цвет с каждым верным ответом.

Особенно интересными оказались опыты по созданию химических снежков: ребята лепили снег из пены для бритья, клея ПВА, крахмала и других подручных средств. А в завершении «химического урока» все увидели могучую зимнюю пену и пургу, которая случилась благодаря химической реакции.
Кстати, родители, пришедшие со школьниками, создали отдельную команду и тоже отвечали на вопросы и повторяли опыты за детьми.

«Очень познавательно и необычно, особенно на фоне таких новогодних детских праздников, где только развлекают, – поделилась Людмила, мама первоклассницы. – Я сама с большим удовольствием экспериментировала и вспоминала школьную химию».

В химическую лабораторию превратился и ИЦАЭ Саратова, где школьники вместе с родителями и учителями с помощью ярких и весёлых экспериментов познакомились с процессом химической реакции, сделали сугроб искусственного снега из полиакрилата натрия, провели эксперименты с индикатором кислотной среды, как по волшебству изменяя цвет искусственного снега.

Второй площадкой в Саратове стала физическая лаборатория, где с помощью генератора Ван де Граафа юные экспериментаторы на себе испытали кулоновское отталкивание и статическое электричество и приняли участие в ярком «Тесла-шоу».

Участники «Научных ёлок» в Смоленске совершили новогоднее «Арктическое путешествие». Сначала, собирая «атомные» кубы, они узнали о том, как добраться до Арктики на ледоколах, благодаря кому появилась первая в мире АЭС, первые атомные реакторы на подводных лодках, а также познакомились с плавучей атомной электростанцией.

Затем при помощи соды, воды, пены для бритья и памперсов они создали искусственный снег и украсили им новогоднюю ёлку в ИЦАЭ. Увидеть, как «рождается» 3D снежинка они смогли, наблюдая за работой 3D принтера, и зажечь бенгальские огни, проведя опыт с катушкой Тесла.

Ещё одним новогодним подарком для детей и их родителей стала необычная снежинка с изображением Игоря Курчатова, которую выпустила сеть ИЦАЭ к предстоящему 75-летию атомной отрасли.

Особую радость участникам «Научных ёлок» доставила возможность «научного путешествия» с Дедом Морозом и Снегурочкой, в роли которых выступили волонтёры профкома студентов Смоленского государственного университета.

«Спасибо за этот научный праздник, благодаря которому мы не только получили предновогоднее настроение, но и научились своими руками экспериментировать. Особенно нас порадовало то, что опыты, которые мы проводили в информцентре, теперь мы можем повторить дома», – поделились участники «ёлок».

Вместе со своими партнёрами – молодёжным объединением «Евроклуб» – провели «Научные ёлки» для детей и их родителей и сотрудники ИЦАЭ Владимира.

Перед началом новогоднего путешествия его участники измерили уровень радиоактивности разных предметов на счётчике Гейгера и познакомились с интерактивными экспонатами ИЦАЭ.

Также гости Владимирского ИЦАЭ показали знание новогодних праздников и атрибутов в командной «Своей игре», узнали, как отмечают Новый год в Европе и сравнили российские и европейские новогодние традиции.

В конце новогоднего приключения гостей ожидал новогодний флэшмоб с героями немецкой сказки «Щелкунчик».

Роли Щелкунчика, а также других персонажей сказки исполнили старшеклассники одной из владимирских школ, студенты Владимирского государственного университета и медицинского колледжа.

Специальным гостем «ёлок» во Владимире стала жительница немецкого города Йены Юлия. Она рассказала ребятам стихотворение на немецком языке, которое перевела для них Виктория, член владимирского «Евроклуба».

Участники «Научных ёлок» в Ростове-на-Дону не только узнали больше о работе атомного ледокольного флота, который отметил свой 60-летний юбилей, но и освоили сразу несколько новых профессий. Им удалось стать режиссёрами, операторами и сценаристами, доставить белого мишку Умку домой на Северный полюс и снять об этом новогодний мультфильм.

А для самых маленьких гостей и их родителей – экспертов, журналистов и партнёров – сотрудники ИЦАЭ Ростова-на-Дону провели «Элементарную ёлку». Все почувствовали себя настоящими художниками, раскрасив ёлочные шарики и украсив ими ёлку. Особым украшением новогоднего шарика стали графемы ИЦАЭ. Праздничной атмосферы добавил и аквагрим, который смогли нанести все желающие с помощью приглашённого специалиста.

А вот гостями «Научной ёлки» в ИЦАЭ Томска стали настоящие учёные. По легенде, которую придумали сотрудники ИЦАЭ, в новогоднее приключение на Серверный полюс отправился атомный ледокол, прихватив с собой весёлую детвору. По прибытии на верхушку мира все участники получили путеводитель по станции – «Арктический паспорт».

Команде путешественников предстояло провести исследования на международной арктической базе: добыть энергию с помощью солнечных батарей, фруктов, ветряков и собственного тепла; растопить лёд и очистить воду с помощью специальной установки; узнать, как образуется снежинка с помощью 3D технологий, а также запастись провиантом – разукрасить имбирные пряники в форме атома и ледокола.

Помогали им в этом видео включения ведущих экспертов в различных областях знаний и популяризаторов науки с «большой земли».
Например, заместитель руководителя Центра компетенций НТИ по новым и мобильным источникам энергии при ИПХФ РАН, популяризатор науки Алексей Паевский рассказал детям, что такое электрохимическая реакция и как правильно собрать фруктовую батарейку.

И, конечно, он поздравил ребят с наступающим Новым годом и даже передал привет от Нобелевского лауреата 2019 года по химии Стэнли Уиттингэма. «Если вы уже начали заниматься наукой, не останавливайтесь, потому что именно она принесёт вам самое большое удовольствие в жизни», – напутствовал юных путешественников известный научный журналист.

Следующе включение было от Егора Задебы, доцента Национального исследовательского ядерного института МИФИ. Он записал своё обращение с площадки будущего размещения нового крупнейшего в мире трекового детектора для исследования космических лучей.

Егор Александрович рассказал «полярникам», как в условиях крайнего севера можно добыть энергию с помощью ветряков, достаточной для того, чтобы, например, вскипятить чайник. Также эксперт поделился информацией о работе элемента Пельте в условиях перепада температур и о способах сохранения получившейся энергии.

«А вот, что касается солнечной энергии, то здесь могут возникнуть проблемы, ведь у вас сейчас полярная ночь», – пошутил Егор.

Информационные центры по атомной энергии поздравляют всех с наступающим Новым годом! Мы всегда ждём своих друзей – больших и маленьких – на новые научные проекты!