«Наука онлайн»: перспективы атомного кораблестроения

 «Наука онлайн»: перспективы атомного кораблестроения

9 июня состоялся специальный тематический выпуск «Науки онлайн» –  проекта Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Владимира. О перспективах атомного кораблестроения рассказал кораблестроитель-подводник, выпускник гимназии №3 города Владимира, бессменный лидер команды-чемпиона «Сова» турнира по интеллектуальной викторине «Своя игра» среди школьников Иван Шлыков.

Ещё в школе Иван интересовался судостроением. Он посещал кружок судомоделирования и проводил экскурсии по судомодельной части выставки «Покорители стихий», приуроченной к 55-летию атомного ледокольного флота России, организованной ИЦАЭ Владимира в 2014 году.

Иван начал свой рассказ с перспектив атомного кораблестроения. Для подводных лодок атомные установки являются наиболее сбалансированными и удачными, поэтому они наиболее интересны для рассмотрения как класс кораблей. У атомных подводных лодок высокая автономность. Если дизельные и дизель-электрические подводные лодки могут находиться под водой 15-30 суток, то их атомные собратья – 90-100 суток. Кроме того, дизель-электрические подводные лодки всплывают на поверхность раз в несколько суток, чтобы пополнить запас электроэнергии в батареях.

Срок пребывания в море на атомной подлодке зависит в большей степени от психологического состояния экипажа и запасов провизии, потому что ресурсов энергетической установки хватает на несколько лет. Благодаря размерам, доходящим до 180 метров, атомные подводные лодки более вместительные, чем дизельные, и рассчитаны на комфортное длительное пребывание. Управляет экипажем такой подлодки капитан I ранга.

«Атомная подводная лодка оснащена всем необходимым. В ней намного больше механизмов, установлена более мощная вентиляция, а вода опресняется на месте, и нет нужды брать с собой запас пресной воды. Для комфортного пребывания есть все удобства, например, бассейн и спортивный зал. В составе экипажа обязательно есть обученный парикмахерскому делу человек, посменно несколько коков обеспечивают членам экипажа 3-разовое питание», – объяснил Иван.

Рассказал он и об особенностях несения вахт на зарубежных и российских подводных лодках. Так, на подводных кораблях некоторых стран работает принцип «тёплая койка» – человек, идущий на вахту, освобождает кровать для своего сменщика, и наоборот. В отличие от иностранных кораблей на российских подводных лодках у каждого человека своя персональная койка, а весь экипаж разделён на три смены. Для того чтобы ориентироваться во времени суток, подводники используют специальные наручные часы.

«У подводников, как и у полярников, есть специальные часы, разбитые не на 12, а на 24 часа. Они нужны, чтобы лучше ориентироваться во времени суток, так как под водой нет внешних ориентиров времени», – объяснил Иван.

Выпускникам, которые в будущем хотят стать инженерами-кораблестроителями, Иван посоветовал обратить внимание на подготовку по физике и математике. Помимо этого, нужно читать специальную литературу, слушать аудиокниги, смотреть фильмы и заняться моделированием.

«Эта работа больше творческая, потому что проектирование и постройка – вещи, которые связаны с созданием чего-то нового. Мы критически осмысливаем то, что уже есть, добавляем новые вещи, которые не были исследованы или применены до нас. Затем всё это конструируется, собирается, и выходит готовый проект», – уточнил Иван.

Он обратил внимание, что строительство подводных лодок, в первую очередь, это работа в теории. Теоретическая часть должна быть настолько прочной, чтобы корабль после постройки сразу можно было ввести в эксплуатацию. Поэтому на плечах инженеров лежит большая ответственность.

«Чем кораблестроение тяжелее, например, автомобилестроения? Если вы придумали новую форму кузова для автомобиля – вы можете его сделать в масштабе 1:1, испытать в аэродинамической трубе, собрать отдельные детали и проверить, как они будут работать отдельно или вместе. С подводной лодкой так не получится – нужно сразу строить то, что будет работать. Поэтому требуется прочная теоретическая часть», – пояснил Иван.

Запись трансляции можно посмотреть здесь .

«Наука онлайн» – это серия интервью, в ходе которых эксперты отвечают на вопросы зрителей, заданные в группе ИЦАЭ Владимира «ВКонтакте».

Web