«Кредит за чудное мгновенье», или как Пушкин проникает в массовое сознание и современную прозу
Смоленск
24 сентября

«Кредит за чудное мгновенье», или как Пушкин проникает в массовое сознание и современную прозу

23 сентября в рамках нового просветительского проекта «ИЦАЭ OPEN» на площадке Информационного центра по атомной энергии Смоленска состоялась открытая лекция «Пушкин в массовом сознании и современной прозе», которую прочитала кандидат филологических наук Ирина Марусова.

Эпиграфом к лекции была выбрана строчка, принадлежащая известной российской писательнице, специалисту в области стилистики, заслуженному деятелю науки РФ Эде Моисеевне Береговской: «Пушкин достиг высшей степени известности: его знают и те, кто его не знает». В ходе лекции спикер подробно рассказала о том, как этот тезис подтверждают психология, речь, рекламные тексты и популярная беллетристика.

«Александр Сергеевич Пушкин – несомненно, самый известный и изучаемый поэт в нашей стране. Его стихи сопровождают каждого из нас с самого раннего детства. Еще когда ребенок не умеет читать, мама из книжки с картинками читает ему эти стихи вслух, потом садик, начальная школа… Почти в каждом классе в учебники хрестоматии включены стихотворения Пушкина. Александр Сергеевич стал настоящим символом национальной культуры», — так начала свою лекцию Ирина Марусова.

По словам спикера, этот тезис наиболее полно раскрывается в формуле Давида Самойлова: «Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу…». Как отмечала Ирина Марусова, Эда Моисеевна Береговская в своих трудах выделяет несколько фактов, подтверждающих высшую степень известности Пушкина. Первый из них – дидактический. Спикер провела небольшой эксперимент, доказывающий, что строчки из стихотворений Александра Сергеевича хранятся в памяти каждого из нас – она попросила продолжить предложения «Мороз и солнце – день чудесный…», «Буря мглою небо кроет…», «Моя дядя самых честных правил…». Конечно же, зал хором прочитал каждое из этих стихотворений.

Второй факт – лингвистический. Эксперт привела очень интересный пример использования имени Пушкина в повседневной жизни и включения его в разговорную речь. «Кто будет делать уроки? Пушкин? А посуду мыть? Тоже Пушкин?», — наверняка вы слышали эти или похожие вопросы. Сложно представить, чтобы вместо фамилии Александра Сергеевича использовалась какая-либо иная.

В числе других фактов, о которых рассказала Ирина Марусова, – психологический (если нужно назвать поэта – то, конечно же, большинство назовет Пушкина), фольклорный (стоит вспомнить бесчисленное множество анекдотов о Пушкине) и литературный (например, использование приема усеченной цитаты).

Вместе с тем, ключевой темой лекции стало использование имени Пушкина в рекламных текстах и беллетристике. В частности, слушатели узнали, как имя самого известного поэта используется в рекламных целях. В качестве одного из примеров лектор привела рекламу банка, слоганом которого стала переделанная строчка из стихотворения Александра Сергеевича «Кредит за чудное мгновенье…», намекающая, что оформить данный продукт в этом конкретном банке можно за считанные минуты.

Что касается беллетристики, то в этом разделе лекции речь шла о том, как Пушкин становится героем массовой развлекательной литературы, например, исторического фэнтези Александра Бушкова «А.С. Секретная миссия» или в произведении Генри Лайона Олди и Андрея Валентинова «Алюмен».

«Мы видим, что в современной фантастической прозе Пушкин востребован и как главный, и как второстепенный персонаж. Его судьба подвергается трансформации в разной степени, но при этом остаются так называемые «сигналы достоверности», по которым мы легко можем идентифицировать известную историческую личность», — отметила Ирина Марусова.

Слушатели открытой лекции узнали, что в числе таких сигналов — кудрявые волосы поэта, его бакенбарды, длинные ногти, «о красе которых» Пушкин всю жизнь заботился и пр. «С одной стороны, поэт является ярким представителем свой эпохи, репрезентируя ее для читателей, а с другой – его насыщенная авантюрами биография становится основой для увлекательного сюжета», — рассказала эксперт.

Именно так, по мнению Ирины Марусовой, и создается так называемый «Пушкинский миф» в массовой литературе. «Мы видим, что, в соответствии с новыми реалиями бытия, миф о Пушкине трансформируется и в сознании человека. Оставаясь значимым культурным мифом, он наполняется новым содержанием. И формула «Пушкин – наше все» в каждом новом произведении получает свое логическое продолжение», — подвела итог лектор.

В завершение открытой лекции слушатели задали Ирине Марусовой ряд вопросов, автору лучшего из которых был вручен подарок – научно-популярная книга.

«ИЦАЭ OPEN» — масштабный просветительский коммуникационный проект. Каждый четверг все центры сети будут работать в формате открытой площадки для любителей науки, познавательных мастер-классов, командных и интеллектуальных игр, встреч с интересными людьми родного города и экспертами федерального масштаба.