Информация как объект производства и потребления: в ИЦАЭ Владимира прошла лекция научного редактора «Полит. ру» Бориса Долгина

25 марта в Информационном центре по атомной энергии города Владимира (ИЦАЭ) Борис Долгин, научный редактор информационно-аналитического портала «Полит. ру», выступил перед студентами Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г. Столетовых с лекцией «Некоторые проблемы информационной культуры: создание и понимание». Студенты и преподаватели вуза рассмотрели главные принципы, которыми должен руководствоваться научный журналист, обсудили специфику работы «Диссернета» и определили способы выяснения релевантности эксперта.

«Полит. ру» существует с 21 февраля 1998 года и является одним из первых интернет-ресурсов, зарегистрировавшихся как средство массовой информации. Специфика «Полит. ру» как информационно-аналитического портала — экспертная направленность и рассказ о политических событиях «как о части живой истории и культуры».

Рассказав слушателям о становлении и развитии научной журналистики в 20 веке, Борис Долгин обратил внимание на то, что она может рассматриваться в двух аспектах: как предметная область и как метод. И если говорить о научной журналистике как о методе, то можно прийти к следующему заключению: на любую тему можно писать так, чтобы это было научной журналистикой. Основные принципы научной журналистики, которые можно считать универсальными при подготовке материала по любой теме, логически определяются исходя из проблем информационной культуры. «Каждый из нас и производит, и потребляет информацию, — сообщил Борис Долгин. — И в этом смысле понятие информационной культуры важно в любой деятельности».

 

Основные проблемы информационной культуры, по мнению Бориса Долгина, заключаются в следующем: неразличение сообщения, факта, комментария и оценки; использование нерелевантных источников; обращение к нерелевантным экспертам; чрезмерная интерпретация информации, искажающая первоначальный смысл сообщения. Соответственно, в работе над любой статьей журналист должен установить, кто является источником новости, насколько он компетенен в теме сообщения и признан экспертом в этой области с точки зрения профессионального или научного сообщества. «Автор СМИ не является ученым. Он самостоятельно не может оценить масштаб и глубину открытия, поэтому ему необходимо обращение к другим ученым, экспертам в этой области», — считает Борис Долгин. Обращение к экспертам помогает решить две важных задачи. «Во-первых, эксперты объясняют нам, произошло ли что-то серьезное, и это наша внутренняя задача, во-вторых, они решают внешнюю задачу: комментируют сделанную публикацию, оценивая важность, актуальность темы, называя экспертов в этой области и перечисляя основные достижения и открытия», — пояснил Борис.

 

Сложным вопросом является оценка того, насколько профессионален специалист, которого выбирает журналист в качестве эксперта. В ходе обсуждения темы релевантности эксперта завязалась бурная дискуссия о принципах и методах работы общественного движения «Диссернет». Борис Долгин уверен, что главной задачей сообщества является борьба за чистоту и достоверность научного знания и возвращение репутации научного сообщества: «Ошибки в передаче знания не менее опасны, чем отсутствие информации о науке, так как они создают иллюзию знания». «Диссернет» же, по мнению лектора, просто выявляет наличие или отсутствие в работе совпадений с другими, ранее написанными текстами, а вопрос о качестве и научной ценности работы должны решать эксперты.

Завершилась встреча обсуждением информационных порталов и проектов, направленных на популяризацию науки. Студенты, активно включившись в диалог, рассказали о том, как они получают научную информацию и о предпочтительной форме подачи научного материала: «В нашем возрасте интереснее смотреть научно-популярные фильмы, которые рассказывают о фактах на нашем языке».

Лекция Бориса Долгина прошла в ИЦАЭ Владимира в рамках регионального проекта «По дороге знаний», цель которого — взаимодействие с научным и педагогическим сообществом, повышение уровня и качества учебной и познавательной мотивации старшеклассников и студентов, совместная реализация просветительских проектов.

 

Фото к Информация как объект производства и потребления: в ИЦАЭ Владимира прошла лекция научного редактора «Полит. ру» Бориса ДолгинаФото к Информация как объект производства и потребления: в ИЦАЭ Владимира прошла лекция научного редактора «Полит. ру» Бориса ДолгинаФото к Информация как объект производства и потребления: в ИЦАЭ Владимира прошла лекция научного редактора «Полит. ру» Бориса ДолгинаФото к Информация как объект производства и потребления: в ИЦАЭ Владимира прошла лекция научного редактора «Полит. ру» Бориса ДолгинаФото к Информация как объект производства и потребления: в ИЦАЭ Владимира прошла лекция научного редактора «Полит. ру» Бориса ДолгинаФото к Информация как объект производства и потребления: в ИЦАЭ Владимира прошла лекция научного редактора «Полит. ру» Бориса Долгина