Журналистика и уран: на телемосте между Ульяновском и Челябинском обсудили жёлтый цвет
31 мая

Журналистика и уран: на телемосте между Ульяновском и Челябинском обсудили жёлтый цвет

Вырастить «золото» в пробирке и вспомнить любимые блюда — о жёлтом цвете в науке и в жизни рассказали 30 мая в формате Public Talk эксперты Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) Ульяновска и Челябинска в рамках телемоста, который соединил два города.

В 18 часов началась командная игра «Адреналин» по сказочной повести «Волшебник Изумрудного города». Дорогу из жёлтого кирпича, жёлтый туман и другие детали известного произведения вспомнили участники квиза.

Артём Ликин, гость челябинского ИЦАЭ, поделился впечатлениями от игры: «Мы давно с таким волнением не играли. Вопросы были интересными, необычными, круто связывали книгу и науку. Местами мы знали ответ, местами гадали или подбрасывали монетку. Я знаком с «Волшебником Изумрудного города» только по его экранизации, но сейчас действительно захотелось прочитать книгу со столь фантастическим сюжетом».

После этого гости Информационных центров погрузились в мир химии и открыли для себя удивительные возможности этой науки. Лилия Коваленко, кандидат химических наук, доцент кафедры химии твёрдого тела и нанопроцессов Челябинского государственного университета, и Ольга Мартыненко, руководитель ИЦАЭ Ульяновска, провели химические опыты, в ходе которых участники узнали, какие реакции приводят к образованию жёлтого цвета.

Зрелищным был «кровавый» опыт: руку обрабатывают жёлтым хлоридом железа, а нож протирают бесцветным «спиртом» (роданидом аммония). В результате при взаимодействии этих веществ на коже образуется немного жидкости красного цвета — своеобразная имитация крови.

Public Talk начал Михаил Французов, шеф-повар бара «Руки вверх» в Ульяновске. Михаил выделяет три этапа поедания блюда: «Первый — зрительный, когда гость смотрит и фотографирует. Второй — аромат, а третий — вкус». Поэтому цвет действительно важен. Жёлтый часто выбирают как колоритный и привлекающий к себе. Этим можно объяснить популярность таких продуктов, как куркума, мёд или лимон.

Спикер также поделился небольшим секретом ресторанного бизнеса. Иногда в заведении гость может получить комплимент от шеф-повара. Но это не проявление доброты, а «дразнилка» для аппетита: так повышается вероятность того, что гостю захочется заказать больше.

Жёлтый кек (от англ. yellow cake) — так атомщики называют концентрат природного урана на промежуточной стадии переработки урановых руд. Фёдор Ярошенко, кандидат химических наук, доцент кафедры химии твёрдого тела и нанопроцессов Челябинского государственного университета, познакомил слушателей с историей урана. «Как химический элемент уран появился давно, ещё при коллапсе или взрыве сверхновой, когда возникает мощный нейтронный поток», — сообщил эксперт. В этот момент выделяется большое количество энергии, что позволяло из более простых элементов «собрать» уже сложные.

Сейчас уран используется в основном в атомной промышленности (как топливо для атомных электростанций, например), но в прошлом он применялся даже при создании предметов быта. Так, в XIX веке стекловары научились делать стекло с содержанием урана, и рынок заполнили бокалы ярких цветов: жёлтые, оранжевые и даже зелёные.

Разговор о жёлтом в Ульяновске продолжила Светлана Нефёдова, журналист портала ulpravda.ru, тревел-блоггер и автор проекта «Симбирская кругосветка».

Жёлтая пресса стойко ассоциируется со сплетнями, скандалами и провокационными фотографиями на обложке. Но вначале всё было иначе, рассказывает эксперт: «Это были очень дешёвенькие газетки для рабочего класса. Стоили они мало, печатались на жёлтой бумаге, там были новости, небольшие объявления, даже литературные произведения. У нас такая газета называлась «Копейка», стоила она копейку и, в общем-то, была нарасхват».

Современная журналистика (как печатная, так и цифровая) использует «желтизну» как способ удержать читателя и увеличить свою аудиторию. Кричащие кликбейтные заголовки, порою непроверенные факты, яркий слог и хлёсткие слова — не что иное, как манипуляция базовыми потребностями человека (голод, жажда, потребность в доме и безопасности). Уйти от этого невозможно, авторы могут только регулировать градус «желтизны» своих материалов.

В завершение вечера два города сразились в интерактивной игре и определили, какие из заголовков «жёлтой» прессы являются настоящими, а какие сгенерировал искусственный интеллект.

«ИЦАЭ OPEN» — проект сети ИЦАЭ. Еженедельно в 18 регионах страны Информационные центры становятся открытыми площадками, на которых любители интеллектуального досуга могут пообщаться с учёными, сыграть в интеллектуальные и настольные игры, стать зрителями научно-популярных ток-шоу и участниками мастер-классов.