День инжиниринга объединил проектировщиков, учёных, художников, музыкантов и актёров
28 ноября

День инжиниринга объединил проектировщиков, учёных, художников, музыкантов и актёров

Геометрию живописи, историю создания культовых инженерных сооружений Средневековья, проект как основу любой целенаправленной деятельности, цифровую копию знаменитой Нижегородской выставки 1896 года, образы инженеров в кино и нейрографический роман в лицах увидели посетители павильона «Атом». 25 ноября в Москве состоялся лекторий «День инжиниринга», организованный сетью Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) при поддержке Инжинирингового дивизиона Росатома (АО АСЭ).

Программа лектория стартовала с лекции Павла Уварова, доктора исторических наук, члена-корреспондента РАН. Спикер рассказал об инженерных загадках древности и Средних веков. Так, например, знаменитая железная колонна в Дели, которой уже больше 1500 лет, почти на 100% состоит из железа, но при этом не подвержена коррозии. Ещё одно чудо инженерной мысли – пирамиды. Но создать архитектурные шедевры нашим предкам помогли простые вещи – использование колеса, тачки, мускульной силы животных, силы воды и силы ветра, хомута и стремени. Многие из названных изобретений были известны давно, но именно в Средние века получили широкое распространение.

«Уникальность западного Средневековья заключается в том, что это динамически развивающаяся эпоха. Трудно найти другой регион, где бы так сильно менялись инженерные стили без глобальных цивилизационных изменений. За расцветом не следовал упадок, один архитектурный стиль сменял другой», — пояснил эксперт.

Тему инжиниринга продолжил художник и историк искусства Дмитрий Гутов. «Если колонны будут слишком тонкими или на слишком большом расстоянии друг от друга, крыша рухнет. То же самое с картинами – если художник не учитывает их геометрические характеристики, то «рухнет» впечатление зрителей, композиция картины рассыпется», — рассказал спикер.

Основные геометрические характеристики картины – её центр, диагонали, длина и ширина, перспектива. Они создают так называемые «линии напряжения». И если художник – осознанно или на уровне интуиции – работает с этими параметрами, то картина становится шедевром. «Точка немного в стороне от центра. Какое она производит впечатление? Такая точка будет вас раздражать. Это обусловлено законом восприятия. Мы не понимаем, почему точка сдвинулась от центра восприятия. Это и вызывает раздражение и протест. В живописи миллиарды точек, и каждая работает схожим образом», — объяснил Дмитрий Гутов.

Инжиниринговые проекты как целостный процесс рассмотрел Сергей Егоров, директор по науке и инновациям АО «Атомэнергопроект». Спикер пошутил, что первым инженером, упоминавшимся в письменном источнике, можно назвать Ноя, построившего ковчег. «Это мифологическая история, но она точно передаёт все этапы проектирования и реализации проекта», — считает Сергей Егоров.

Процесс работы над проектом спикер проиллюстрировал другим мифологическим сюжетом – строительством Вавилонской башни. «Если люди перестают понимать друг друга, то проект завершить не получится. Если инжиниринговый проект не положен на бумагу и между участниками нет договорённости, как всё будет реализовываться, результата не будет», — прокомментировал Сергей Егоров.

«Дизайнер тоже инженер. Но дизайнеры определяют облик и функциональность, а инженеры понимают, как это будет работать изнутри», — считает эксперт.

О результатах реализации собственного проекта по созданию цифровой копии Нижегородской выставки 1896 года рассказал Алексей Агафонов, директор по сопровождению и развитию проектного производства АО «Атомэнергопроект». Лекция сопровождалась классической музыкой в исполнении квинтета «Созвездие». Выставка стала легендарной – нижегородцы и гости города познакомились с кинематографом, увидели первый автомобиль, электрические трамваи, прототип радио – грозоотметчик, созданный Поповым, а также масштабные полотна, созданные знаменитыми художниками специально к выставке. Алексей также рассказал историю о том, как Владимиру Григорьеву Шухову пришла в голову идея о создании своих знаменитых башен.

«Рассказывают, что, зайдя в свой кабинет, Шухов увидел перевёрнутую вверх дном плетёную корзину, а на ней стоял тяжёлый горшок с цветком. И тут он понял, как можно строить простые сооружения, выдерживающие значительные нагрузки и недорогие в изготовлении. По образцу Шуховских башен строили и маяки, и опоры ЛЭП, и корабельные мачты – настолько красивыми, простыми в исполнении и функциональными оказались эти конструкции. Свои расчётные таблицы Шухов отдал в общественное пользование – для него было важно, чтобы его идея помогала создавать новые инженерные сооружения», — пояснил Алексей Агафонов.

Воссоздание выставки в цифровом пространстве проходило в рамках проекта по BIM-менеджменту, и на данный момент почти у каждой постройки есть довольно точная цифровая копия.

О технологиях в кино и образах инженеров слушателям рассказал кинокритик Егор Москвитин. Участники лектория узнали, что обратный отсчёт, который сейчас используется и при старте космических ракет и в светофорах, придумал режиссёр Фриц Ланг, снимая фильм «Женщина на Луне». А Орсон Уэллс сделал кино по-настоящему трёхмерным – он решил построить потолки в съёмочных павильонах на съёмках фильма «Гражданин Кейн». Заслуга Тарантино, по мнению эксперта, заключается в том, что он использовал нелинейность сюжета как художественный приём, и это создавало у зрителей ощущение, что герои фильма бессмертны.

Завершился лекторий нейрографическим романом «Инжереальность в лицах». Участники проекта «Москва глазами инженера» создали лекцию-спектакль, в котором известные российские инженеры и дизайнеры сами рассказали о себе. «Мэтр протяжённых тоннелей» Павел Роттерт, сестра знаменитого поэта Людмила Маяковская, занимавшаяся шелкографией и внедрением промышленной технологии нанесения орнамента на ткань, «рыцарь ветра» Григорий Сабинин, построивший один из первых ветряков более ста лет назад, инженер-самоучка Пётр Титов, «амазонка авангарда» Лидия Комарова, придумавший «русский свет» Павел Яблочков и другие гении инжиниринга своими историями проиллюстрировали тезис, высказанный в начале лекции-спектакля Варварой Любовой, творческим директором креативного бюро «Глазами инженера». «Инженерный гений – это ещё и дух места, который преображает пространство и наполняет его новыми смыслами», — считает Варвара Любова.

Лекторий «День инжиниринга» стал частью масштабной программы, приуроченной к 25-летию АО «Атомстройэкспорт». Участниками лектория стали более 1000 человек. В реализации программы принимала участие сеть Информационных центров по атомной энергии.