В Ростове-на-Дону познакомились с научными исследованиями арктических морей
Ростов-на-Дону
22 апреля

В Ростове-на-Дону познакомились с научными исследованиями арктических морей

В чём была и есть актуальность и необходимость научных исследований в арктических морях, как и когда они проводились, и каким образом атомные ледоколы помогают проведению этих исследований, узнали ростовчане на научной встрече «От “Персея” до “Северного полюса” – исследования арктических морей», которая состоялась 20 апреля в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Ростова-на-Дону в рамках еженедельного проекта «ИЦАЭ OPEN: исследования».

В августе 2023 года исполняется 100 лет с момента начала экспедиционной деятельности научно-исследовательского судна «Персей» — легенды советской науки, первого корабля, специально оборудованного для работы в арктических морях. Но технологии не стоят на месте, они меняются, трансформируются, появляются новые возможности.

О прошлых и настоящих научных исследованиях в северных морях рассказал Тимофей Барабашин, кандидат биологических наук, руководитель научного направления Азово-Черноморского филиала ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии.

«Человек берёт из недр моря неисчерпаемые богатства, преимущественно пищевые ресурсы. И теперь нам хорошо известно, что получаемая от моря прибыль прямо пропорциональна нашим знаниям… Научно-промысловые исследования имеют наиболее важное хозяйственное значение, но они же являются и наиболее требующими длительных работ», — с цитаты советского учёного океанолога Льва Александровича Зенкевича началась научная встреча.

А для того, чтобы проводить исследования, необходимо было заложить морские пароходы. Первым таким судном стал «Персей», который был заложен в 1916 году.Интересно, что при постройке корабля не было привычных бухгалтерских смет и других официальных документов, в основном всё делалось очень оперативно, и большую роль играл здесь личный энтузиазм.

Несмотря на небольшие размеры судна, всего 41,5 метра, на нём размещались семь лабораторий, библиотека и помещения для 24 человек команды и для 16 человек научного состава. По современным меркам это относительно небольшое судно.

За годы своего плавания корабль совершил, по разным данным, от 80 до 99 экспедиций по северным морям, участвовал в поисках арктической экспедиции Умберто Нобиле, путешествовавшей на дирижабле «Италия», проводил гидрологические, научно-промысловые исследования.

По словам спикера, научное наследие «Персея» бесценно и актуально по сей день: были собраны и частично обработаны огромные материалы, существенно дополнена схема течений, данная в своё время Николаем Михайловичем Книповичем, созданы схема общего циклонического вращения вод, динамические карты Баренцева и Карского морей; получено количественное выражение влаго- и теплооборота поверхности Баренцева моря, проведены наблюдения над рефракцией небесного свода и срочные метеорологические наблюдения, а также исследования физических свойств морских льдов. Промеры, выполненные на «Персее», были использованы для уточнения навигационных карт. На основе собранных литологических материалов составлены батилитологические карты Баренцева, Белого и Карского морей. Широко поставленные биологические исследования позволили собрать большой материал для характеристики качественного и количественного состава донной фауны, планктона и бактериальной флоры Баренцева, Белого и Карского морей и планктона Северной Атлантики. И многое, многое другое.

«Сам факт строительства научно-исследовательского судна «Персей» в 1922 году, его экспедиции 1923-1941 годов, большое научное наследие уникальны для своего времени, но и сегодня не потеряли актуальности.  Сейчас ВНИРО приступил к строительству новых научно-исследовательских судов, обладающих несоизмеримо большими возможностями для работы в условиях Арктики, но символом рыбохозяйственной науки всё равно будет небольшой деревянный «Персей» и семь звёзд его флага», — подчеркнул Тимофей.  

Всё это касалось науки, которая изучает рыбные запасы и позволяет нам эффективно их использовать. Но нельзя не отметить огромную роль «Атомфлота» в изучении Арктики как уникального природного объекта.

17 августа 1977 года атомный ледокол «Арктика» первым из надводных кораблей достиг точной географической точки Северного полюса. 13 суток занял этот сложный рейс по маршруту: Мурманск – Северный полюс – Мурманск. За это время ледокол прошёл 3852 морских мили (7 126 км), из них 1 200 миль (2 220 км) сквозь многолетние льды толщиной в несколько метров.

Атомный ледокольный флот России – единственный в мире. Сейчас в состав флота входит 7 атомных ледоколов и единственное в мире транспортное судно с атомной установкой. Первый атомный ледокол был «Ленин» построен в 1959 году.

В настоящее время вводятся в строй новые ледоколы проекта 22220. Головной атомный ледокол этого проекта ввели в эксплуатацию в 2020 году. Судно назвали «Арктика» – в честь легендарного ледокола, первым достигшего Северного полюса. С 2022 года в Росатомфлоте работают ещё два его «брата-близнеца» – ледоколы «Сибирь» и «Урал». Четвёртое судно серии, «Якутия», уже достраивается на плаву и к концу 2024 года встанет в строй. Пятое, «Чукотка», готовится к спуску на воду. Ещё два, «Камчатка» и «Сахалин», готовятся к закладке.

Сейчас это самые большие и мощные ледоколы в мире. Их не останавливает даже трёхметровый лёд – ледокол идёт вперёд, хотя скорость и снижается до 2 узлов. Толщина льдов на Северном морском пути обычно не превышает 3 метров, поэтому современные ледоколы способны пройти акваторию Севморпути в любое время года.

«В Арктике без них никуда. Проводки по всем арктическим экспедициям и их обеспечение без атомных ледоколов никогда не обходятся», — отметил эксперт.

Спикер рассказал и про дрейфующие научно-исследовательские станции «Северный полюс» — уникальное явление в мировой истории исследований Северного Ледовитого океана. Создаваемые на естественной платформе – дрейфующих многолетних льдах Арктического бассейна – станции «Северный полюс» получают наиболее актуальную информацию о природной среде этой труднодоступной области планеты.

Самую первую дрейфующую экспедицию, которая начала работу 21 мая 1937 года, назвали «Северный полюс» — это название стало традиционным и позже присваивалось всем полярным станциям. Менялись лишь порядковые номера. Первым дрейфом руководил герой Гражданской войны Иван Папанин.

В настоящее время в Северном Ледовитом океане работает российская станция «Северный полюс-41» — судно, не имеющее аналогов в мире. Научная программа экспедиции включает в себя исследования закономерностей и причин изменения климата Арктики в годовом цикле при помощи результатов комплексных измерений в атмосфере, во льду и в океане, проверку прогнозов, связанных с изменением климата. Предполагается, что собранные данные повысят безопасность навигации по Северному морскому пути.

На вопрос слушателей, в чём актуальность изучения северных морей сейчас, спикер ответил, что это важно для прогнозирования погоды, понимания изменения региональных природных процессов и климата планеты, наблюдения за процессами и состоянием океана, атмосферы, газообменом, парниковыми газами, радиационными потоками, озоновым слоем, загрязнением, изменения состояния льда и влияния на него всей климатической системы в районе дрейфа, функционирования трассы Северного морского пути, обеспечения органов власти и населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, выпуска экстренной информации об опасных природных явлениях.

Каждый четверг ИЦАЭ Ростова-на-Дону работает в формате открытой площадки для любителей науки всех возрастов. В этот день гостей центра ждут познавательные мастер-классы, интеллектуальные и подвижные игры, встречи с учёными и экспертами и научно-популярные ток-шоу.