Алексей Водовозов рассказал об открытиях, навредивших медицине
Ученые и медики, независимо от эпохи, стремятся внедрять самые новейшие разработки, а бизнесмены от медицины всегда не прочь заработать на этом. К сожалению, только по прошествии времени становится понятно, что некоторые нововведения не то что не полезны, а привели к катастрофическим последствиям.
Наиболее ярким примером такого «великого» открытия стала методика префронтальной лейкотомии Эгаша Мониша, признанная всем сообществом медицины. В 1949 году за своё открытие Эгашу Монишу была вручена Нобелевская премия по физиологии и медицине. Методика стала широко использоваться, особенно в США, где за годы её применения было проведено сорок тысяч операций. В США ей дали новое название, под которым мы помним её и сейчас — лоботомия. Ныне это один из символов бесчеловечных экспериментов над людьми. Суть операции состояла в том, что «душевнобольному» пациенту при помощи довольно нехитрых инструментов хирург перерезал большое количество пучков нервов в прифронтальной коре головного мозга. Такая операция действительно достигала эффекта — буйные больные становились спокойными, агрессивные проявления психических отклонений уходили. Правда уходили они в подавляющем большинстве вместе с личностью больного. Он переставал узнавать родных, ориентироваться в пространстве и вообще в жизни, многие превращались в «овощ», впадали в паралич, а летальность достигала 5-8%. Однако конвейер не останавливался. Лишь много лет спустя тихий голос скептиков от медицины смог остановить этот «лоботомобиль». Операция была признана колечащей и даже обсуждалось решение отобрать Нобелевскую премию. Однако к этому времени Эгаш Мониш уже покинул наш мир, а отбирать премию у покойного не решились, она так и осталась «врученной за заслуги».
Похожая по драме история случилась с холестерином. По мере изучения его функций в организме, на разных этапах возникали диаметрально противоположные «научные рекомендации» по питанию и лечению отклонений обмена холестерина в организме. То масло стало объявлено убийцей потому что в нём много холестерина, то масло нужно обязательно включать в рацион потому что без него возникает дефицит веществ для функционирования мозга. Примечательно, что на каждом таком развороте возникал неизменно прекрасно работающий механизм — кто-то обязательно зарабатывал большие деньги, сначала на диетах, продуктах «без холестерина» и таблетках «от холестерина». А затем на продуктах «балансирующих обмен холестерина». И это наверняка не последние деньги, заработанные на хайпе вокруг холестерин.
Лишь к настоящему времени, на основании сложных исследований современными методами удалось понять, что синтез и превращения холестерина и его производных в организме это гораздо более сложный и разветвленный процесс, чем представлялось раньше. Сегодняшний консенсус медицинской науки говорит, что при отклонения в параметрах холестерина не нужно бороться «с холестерином». Эти отклонения, как правило, лишь следствия иных патологий, которые нужно начать искать.
Алексей Водовозов также рассказал истории нескольких лекарств, которые прошли путь подобный пути лоботомии — от восторга открытия и эффективности применения до осознания ужасов от последствий.
Например, если в начале ХХ века дети сильно шалили или их у них что-то болело, то родителям, вместо ужасных морфина и кодеина, предлагали давать детям отличное «современное» лекарство — героин! Да-да, тот самый.
А если они не могли долго заснуть, то детям нужно было дать великолепный и очень эффективный сироп, приготовленный на… кокаине.
Однако история талидомида, пожалуй, будоражит более других. Это история успокоительного и снотворного, которое было разработано, протестировано, выведено на рынок и снискало большую популярность. Оно действительно давало хорошие результаты в терапии беспокойств, тревожности и вообще, хорошо помогало «от нервов». Особенно оценили его эффект беременные женщины, для которых не проводилось специального исследования действия препарата. Потому что практики таких исследовани в то время ещё не применяли. К сожалению, только спустя несколько лет, были проведены параллели и был выявлен ужасающий побочный эффект, который выражался в патологии растущего плода. В результате в ряде стран мира родилось по разным подсчётам от 8000 до 12 000 детей с врождёнными уродствами, т.н. синдромом Фокомелии, при котором во время внутриутробного развития у ребенка не развиваются конечности, иногда частично, а иногда полностью.
Именно трагическая история с талидомидом положила начало практике гораздо более сложных, глубоких и комплексных исследований вновь разрабатываемых препаратов. Если раньше хватало исследований на мышах и нескольких десятках пациентов, то сегодня компании обязаны провести тысячи испытаний, на многотысячных различных группах испытуемых. Эта история многому научила медицинское сообщество.
В заключении лекции Алексей Водовозов ответил на вопросы аудитории, а авторы наиболее интересных вопросов получили памятные сувениры от ИЦАЭ Калининграда.