Химия в искусстве и искусство в химии

30 августа Информационный центр по атомной энергии Екатеринбурга (ИЦАЭ) представил в галерее «Главный проспект» открытую лекцию кандидата педагогических наук, доцента кафедры физики и химии Уральского государственного экономического университета Инны Калугиной о тесных связях естественных наук и искусства.

«Принципы творчества в искусстве и в химии схожи: благодаря озарению, вдохновению, интуиции и креативности человечество может видеть шедевры живописи», – считает эксперт. Стоит отметить, что без химии была бы невозможна как сама живопись, так и реставрация созданных шедевров и определение их подлинности. Например, если картинка датируется XVII веком и написана титановыми белилами, её можно считать подделкой (в это время использовались свинцовые и цинковые белила).

Также Инна Юрьевна рассказала об эволюции красок от первых природных пигментов до синтетических: «Пигменты, которые использовались для окраски в древности, были соединениями оксидов урана. Еще с I в до н.э. природный оксид использовался в изготовлении жёлтой глазури для керамики, а в стекле – с XIX века. Добавление таких соединений позволяло изделиям люминесцировать в ультрафиолетовом свете». В конце XIX века производство уранового стекла было распространено и в России. Например, на «Гусевском хрустальном заводе».

«Мы привыкли ассоциировать искусство со словом «красота». Потому долго время бытовало мнение, что искусство должно нравиться и быть понятным. Но если непонятно – это ещё не значит, что это не искусство.  Искусство – это память, созданная гением человечества, а химия искусству служит. Ведь познание этого мира позволяет внести в жизнь совершенно другие краски», – считает учёный.

В истории множество примеров того, как великие химики были очень талантливыми людьми. Самый известный пример – Дмитрий Иванович Менделеев, который не был членом Академии наук, зато был почётным членом Академии художеств и работал над созданием долговечных красок. Дмитрий Иванович считал, что искусство и естествознание имеют общие корни, закономерности развития и задачи.