«Пыль.Science»: русский космизм и идеология перекрёстка

Открытая лекция члена Союза кинематографистов РФ Алексея Кожемякина «Кино: координаты Новосибирска» состоялась вечером 7 августа в книжном магазине «Перемен», став третьей встречей в рамках лектория «Пыль.Science», организованного ИЦАЭ Новосибирска и театром «Старый дом».

Главным фильмом, связанным с Новосибирском, остаются «Девять дней нового года» Михаила Ромма, герои которого, физики-ядерщики, работают, хоть это и не проговаривается напрямую, в Академгородке. В большинстве же советских фильмов с упоминанием Новосибирска он фигурирует просто как далёкий город, куда кто-нибудь уезжает или собирается уехать, навсегда или надолго.
«Кинематограф, который смотрит на Новосибирск извне и должен был бы таким образом какую-то его значимость укрепить или хотя бы удостоверить, не особенно активно это делает, – отметил Кожемякин. – Новосибирск усердно ищет самоидентичность, и, в отличие от Томска, Омска, Барнаула, ему это дается гораздо сложнее, потому что это город-перекрёсток с постоянным вымыванием плодородного слоя людей. Это своя идеология, идеология перекрёстка, которую, наверное, и стоит признать базовой».
Люди уезжают из Новосибирска и находят себя в столицах (самый известный пример сегодня – Андрей Звягинцев), но даже «точкой отсчёта», по мнению Алексея Кожемякина, город не является. Он «просто дает потенциальные возможности, но развивается этот потенциал уже пересаженным на другую почву». По словам лектора, больший интерес представляет то, как изображен город в кино, которое создается и «остается» тут.
В Новосибирске существовала крупнейшая за Уралом студия кинохроники, снимавшая сюжеты для показа в киножурналах перед фильмами, примерно одинаковые по стилистике. Документальные и даже игровые картины выпускала студия «Новосибирсктелефильм», где творили свои режиссеры-звезды – Виталий Гоннов, Юрий Шиллер, Валерий Соломин.
Кожемякин завершил лекцию короткометражкой Шиллера «Эхо проходящих поездов», увидев в истории про маленькую станцию, ставшую деревушкой, живущей прежде всего интересами железной дороги (это ли не метафора Новосибирска, появившегося благодаря Транссибу), «метафизику русского ландшафта», которая «начинает аукаться русским космизмом».
В новом сезоне в «Старом доме» пройдет премьера документального спектакля «Пыль», исследующего исторический и мифологический контекст Новосибирска через интервью с жителями. Выступления лектория «Пыль.Science» связаны с сюжетами будущей постановки. Лекции проходят в «Перемен» раз в две недели.