«Научные ёлки»: тайна снежинок, генератор Ван де Граафа и «атомный» хоровод

В предновогодние декабрьские дни в сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ) проходили традиционные «Научные елки» для школьников, педагогов и родителей.

Традиционно предпраздничные визиты школьников в центр – это опыты, научные эксперименты и моделирование.

Так, в этом году ребята из Екатеринбурга и Новоуральска учились создавать мультфильмы. Школьники анимировали игрушечные атомный ледокол и ёлку, сделали сюжет о сборе электрической цепи и письме Деду Морозу. «Пятиклассники с удовольствием посмотрели фильм об атомном флоте, а потом сделали мультфильм, работая в группах. Сотрудники ИЦАЭ заразили детей и родителей своей увлечённостью!» – признались педагоги. В подарок дети получили настоящий фильм .

В Смоленске дети узнали о тайнах снежинок, о новых технологиях, благодаря которым учёные выращивают искусственный снег. Кроме того, они узнали, как законы физики помогают создать «правильную» зимнюю одежду и не замёрзнуть в холодное время года. С помощью микроскопов участники «Научной ёлки» открыли для себя микромир. Они увидели, что существуют микроскопы наноуровня, благодаря которым учёные смогли увидеть, как рождается снежинка. Как оказалось, каждая снежинка уникальна и в мире не существует двух одинаковых.

В Ульяновске школьники посмотрели видеообращение Деда Мороза и Снегурочки, в роли которых выступили сотрудники ИЦАЭ Елена Гусева и Владимир Воронцов. Сказочные герои обратились с просьбой помочь поскорее добраться на атомном ледоколе к новогодней ёлке. Узнав об атомном ледокольном флоте из научно-популярного фильма, дети и их родители вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой, которые «телепортировались» к ёлке, объединились в «атомный» хоровод. «Было очень необычно, мы получили отличное настроение, участвуя в интересных конкурсах. И, конечно, порадовали сладкие призы», – поделилась впечатлением гостья новогоднего представления Кира Муратова.

Вместе с Дедом Морозом, Снегурочкой и Путеводной звездой в научное путешествие отправили дети и их родители во Владимире. Чтобы вернуть ёлочке её игрушки и гирлянды, участникам праздника пришлось выполнить 12 заданий: дети водили хороводы, пели песни, читали стихи и отгадывали научные загадки, а также показали знание новогодних праздников и атрибутов в командной «Своей игре». Роли новогодних героев сыграли студенты Владимирского государственного университета, а ёлочкой стала Лу – волонтёр из немецкого города Йены.

В химической лаборатории, в которую превратился  ИЦАЭ Саратова, школьники познакомились с процессом физической абсорбции и сделали целый сугроб искусственного снега из полиакрилата натрия, провели эксперименты с индикатором кислотной среды, как по волшебству изменяя цвет цветочной композиции. Второй площадкой стала физическая лаборатория, где с помощью генератора Ван де Граафа дети на себе испытали кулоновское отталкивание и электростатическое электричество, а за столом схемотехники запустили вентилятор, часы и новогоднюю гирлянду.

Весь декабрь в ИЦАЭ Мурманска школьники разгадывали «Зимнюю тайну» 12 магических квадратов, конструировали и вырезали «атомные» снежинки, вели ледоколы по Северному морскому пути и расписывали новогодние украшения. Малыши с интересом открывали тематические тайны квадратов и узнавали, сколько весит снежинка, при какой температуре вода превращается в лёд, где растут ледяные цветы и кого боится морской заяц. А старшеклассники с азартом искали ответы на «зимние» вопросы о знаменитых полярниках и о традициях празднования  Нового года в разных странах. Кроме того, они нашли объяснение с точки зрения физики тому, почему песочные часы на морозе идут быстрее и что находится в рюкзаке американских астронавтов.

Информационные центры по атомной энергии поздравляют всех с наступающим Новым годом и всегда ждут друзей на новые научные программы и проекты!