Лайки, рейтинги, контент: как современные медиа влияют на жизнь

2 ноября в Информационном центре по атомной энергии (ИЦАЭ) Красноярска прошла лекция немецкого культуролога, литературоведа и специалиста в сфере новых медиа, профессора Базельского университета Роберто Зимановски.

Мероприятие организовано в партнерстве с базельским культурно-образовательным центром «Философикум» при поддержке Швейцарского совета по культуре Про Гельвеция и Посольства Швейцарии в России. Переводчиком лекции выступил кандидат филологических наук Святослав Городецкий.

Профессор Зимановски рассказал о  культуре в цифровую эпоху, становлении и развитии современных медиа и том, как они влияют на жизнь человека.

В качестве примера он привел очерки об инфотейменте, культуре дискурса новых медиа, особенностях функционирования медиа и общества в киберпространстве из собрания статей «Культура и общественная жизнь в цифровую эпоху». Так, социальные сети, как, например, facebook, берут на себя часть образовательных функций и функций новостной экосистемы. «Своё будущее соцсеть Цукерберга видит в иммерсивном контенте, добавляя интерактив, возможность прямых эфиров, потому что удерживать внимание зрителя на ресурсе как можно дольше – это экономически эффективно», – считает ученый.

Однако, по словам профессора, человеку не хватает времени для вдумчивого чтения: он кликает на статью и, не дочитывая, ставит ей лайк. Так формируется максимальный рейтинг. «Эксперт сегодня – это мудрость толпы, коллективный разум выводить в топ, порой, самые странные новости. Смыслы не способны контролировать своё окружение», – убежден Роберто Зимановски.

С появлением интернета человеку не нужен привратник, не нужно одобрение. У каждого есть доступ в аудитории, возможность высказаться, представить себя экспертом. И экспертность, по словам профессора, измеряется не качеством, а количеством  лайков, просмотров и кликов.

 

Роберто Зимановски – автор многочисленных публикаций на немецком и английском, например, «Немые СМИ – об исчезновении компьютеров из образования и общественной жизни» («Stumme Medien — vom Verschwinden der Computer in Bildung und Gesellschaft») (2018), «Мусор: альтернативная азбука новых СМИ» («Abfall: das alternative ABC der neuen Medien») (2017), «Фейсбук-сообщество» («Facebook-Gesellschaft») (2016), «Data Love» (2014).