«День учителя» на «Спутнике»: легирование кремния и ионизация топаза

20 июня сотрудники Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) в рамках федерального проекта «День учителя на объектах атомной отрасли» организовали очередную экскурсию для учителей Томской области и представителей ОГБУ «Региональный центр развития образования» в Томский политехнический университет (ТПУ) на исследовательский реактор «Спутник».

Во время экскурсии педагоги познакомились с исследованиями и разработками в области радиационных нанотехнологий. Специалисты ТПУ рассказали гостям, как в исследовательском реакторе производится легирование кремния.

«Цилиндры различного диаметра после облучения приобретают свойства полупроводника. После этого их можно использовать в качестве основы для приборов в силовой электронике, в электроавтомобилях, космических кораблях, атомных ледоколах и подводных лодках. Легированный кремний используется для производства солнечных батарей», – объяснили экскурсантами учёные ТПУ.

Также педагоги узнали, что с помощью радиоактивного облучения можно окрашивать полудрагоценные камни, например, топазы, природный цвет которых – мутный и бледный. После того, как они проходят обработку каким-либо видом ионизирующего излучения, камни приобретают голубоватый окрас. «Чем интенсивней и дольше окрас, тем насыщеннее цвет. Все топазы, использующиеся в ювелирной промышленности, облучены. Если же вдруг находят чистый и красивый камень, то это означает только то, что он когда-то лежал рядом с месторождением урана, тория или какого-то другого радиоактивного вещества», – рассказал специалист.

«Давно хотела побывать на исследовательском реакторе.  Экскурсия очень понравилась, интересно было увидеть работу инженеров за пультом управления, и, конечно, побывать на самом реакторе, увидеть его в действии и наблюдать невероятный по своей красоте и необычности эффект Вавилова-Черенкова», – поделилась впечатлениями одна из участниц проекта.

 

Проект «День учителя на объектах атомной отрасли» стартовал в 2013 году в Ленинградской области. В 2014 году к нему присоединились ИЦАЭ 14 регионов.

Цель проекта – познакомить с технологиями производства и системами эксплуатации и контроля безопасности атомных предприятий педагогов средних учебных заведений, которые являются лидерами мнений в своих регионах и имеют возможность распространять достоверную информацию об атомной отрасли среди школьников, студентов и их родителей.