Петербуржцы узнали, как представляли будущее Севера в прошлом веке
Санкт-Петербург
18 января

Петербуржцы узнали, как представляли будущее Севера в прошлом веке

17 января в образовательном пространстве «Итальянская, 16» состоялась встреча с сотрудниками Арктического музейно-выставочного центра, историками, кандидатами исторических наук Павлом Филиным, Маргаритой Емелиной и Михаилом Савиновым «Арктика за гранью фантастики. Будущее Севера глазами советских инженеров, изобретателей, писателей», организованная Информационным центром по атомной энергии (ИЦАЭ) Санкт-Петербурга.

«Разрабатывая экспозицию Арктического музейного центра, мы обнаружили много материалов советского времени, посвящённых развитию Арктики, — рассказал Павел Филин. — С конца двадцатых годов прошлого века Советский Союз жил Арктикой. Про героев Севера снимали художественные и документальные фильмы. Возвратившиеся из полярных странствий лётчики, моряки, учёные читали лекции. Дети играли в полярных капитанов и зимовщиков. А писатели-фантасты грезили об Арктике будущего – с обширными садами под «искусственными солнцами», гигантскими ледоколами, стратопланами и дирижабельными воздушными магистралями, городами в стеклянных куполах».

Сотрудники музейно-выставочного центра рассказали о советских арктических проектах, которым не суждено было сбыться. Это такие способы управления климатом, как изменение направления океанических течений и русел рек Амур и Обь, строительство плотины через Берингов пролив и искусственное таяние снегов Арктики с помощью сажи. Это строительство новых транспортных коридоров, так называемый Великий северной железнодорожный путь. Он был частично реализован, но в итоге от него отказались, так как морской путь дешевле. Это фантастическая техника: ледоколы с гусеницами, как у танка, гидроледорез — устройство для разрезания льда струями воды высокого давления, авианосец  Habbakuk — «Аввакум», который во время Второй мировой войны планировали делать из пайкерита – замороженной смеси воды и древесных опилок. Предполагалось заселить территорию и севера и строить полярные города под куполами.

Авторами проектов выступали как серьёзные учёные и инженеры, так и энтузиасты, не имевшие специальной подготовки, но неравнодушные к будущему страны, процветание которой нередко связывалось именно с освоением Арктики.

В настоящее время, когда интерес к Арктике, освоению Северного морского пути велик, учёным показалось интересным рассказать об этих нереализованных проектах. По словам Павла Филина, идея, даже если она в наши дни кажется безумной для реализации на Земле, может пригодиться, например, при освоении Марса. И есть проекты, которые будут, по мнению ученого, реализованы на Земле. Например, строительство транспортной магистрали через Берингов пролив, которую начали придумывать в 30-х годах прошлого века.

По словам учёных-историков, очень важно, что у человечества в наши дни изменилось отношение к освоению Арктики. Если в ХХ веке человек чувствовал себя хозяином, имеющим право подчинить природу, создать себе уют в любой точке Земли, то сегодня важно думать о последствиях, приспосабливаясь к условиям и сохраняя баланс «человек – природа».

На основе своих исследований спикеры написали книгу «Арктика за гранью фантастики. Будущее Севера глазами советских инженеров, изобретателей, писателей» (М.: Издательство «Паулсен»).