В Мурманске «разобрали на атомы» Арктику
Мурманск
11 ноября

В Мурманске «разобрали на атомы» Арктику

9 ноября в клубе «Ледокол» в рамках VIII Всероссийского фестиваля «Наука 0+» состоялось научно-популярное ток-шоу сети ИЦАЭ «Разберём на атомы: Арктика - далёкая и близкая».

Фестиваль «Наука 0+» в Мурманске проходит под девизом «Время новых героев. Дорогами арктических открытий».

Валентина Возница, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России, напомнила гостям о границах арктических земель, рассказала о об истории происхождения названия «Арктика», объяснила, от чего уберегают землян арктические льды, кто обитает в её снежных торосах и холодных водах.

Особое внимание географ уделила вопросу исследования Арктики и ее героев. «В течение 9 месяцев команда из трёх человек под руководством Папанина боролась с суровой погодой Арктики, собирая ценнейшие научные сведения. 274 дня четверо ученых провели на льдине, наблюдая за атмосферой Земли и гидросферой Северного Ледовитого океана.  Ради изучения неизведанного, ради сбора бесценных данных, ради науки люди готовы на многие жертвы и подвиги!», — считает Валентина Возница.

Алексей Фадеев, старший научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН, кандидат экономических наук (г.Санкт-Петербург), в своей презентации представил международные и российские масштабные проекты по освоению природных ресурсов Арктики, рассказал о тех богатствах, что хранятся в недрах ледяной пустыни, объяснил, каковы пути развития арктического региона: «Арктический шельф — регион планеты с огромными запасами нефти и газа, большой частью которого владеет Россия. В Арктике находятся 90 миллиардов баррелей нефти. То же самое с газом. Если сложить запасы только трёх арктических месторождений — Штокмановского, Русановского и Ленинградского — получится примерно 10 триллионов кубометров газа. Необходимо обязательно развивать Северной Морской Путь (СМП) — кратчайший маршрут из Европы в Азию. И здесь наш ключевой  партнёр – Госкорпорация  «Росатом», которая стала оператором Севморпути».

Владимир Блинов, журналист, член Союза журналистов, член Союза писателей, сотрудник Арктического выставочного центра «А/л «Ленин», более 25 лет занимается историей атомного ледокольного флота России и знает ответы на тысячи вопросов о Севморпути, о ледовых проводках, о численности экипажей, об известных капитанах – покорителях Арктики.

На вопрос о таянии льдов и целесообразности увеличения  количества атомных ледоколов Владимир Блинов ответил: «Атомный ледокольный флот понадобится даже в том случае, если площадь льдов в акватории Северного морского пути уменьшится в результате глобального потепления. Совсем без ледовой проводки судам не обойтись. Благодаря высокой автономности плавания атомные ледоколы могут годами работать, не заходя в порт, а у обычного дизельного ледокола запас топлива на полтора месяца. Отсюда неограниченные возможности по расстоянию плавания, а высокая мощность атомоходов делает доступными любые точки Арктики».

«Я впервые услышал о существовании четырёх полюсов в Арктике: географическом Северном, магнитном, полюсе холода и полюсе недоступности. Оказывается, в зоне месторождения «Приразломное»  бывает до 22 штормов в год, а волны поднимаются до 7-9 метров! Опасная работа. Поразила норвежская платформа «Тролль» как пример надводного промысла и сравнение её скважины с масштабами Москвы. Приятно, что на все мои вопросы спикерам я получил ответы и даже смог ответить на встречные вопросы. Считаю, что книгу от Информационного центра в подарок получил заслуженно!» — заметил  Богдан, учащийся одной из мурманских школ.